ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. ЖИЗНЬ, КАК АДАПТАЦИЯ.

Подлинный разворот психологии и педагогики лицом к Человеку и к Ребенку, создание в обществе негосударственной, а значит свободной от бюрократических вирусов гуманистической – интенсивной и развивающей личность Ребенка – системы просвещения не может состояться без коренного переосмысления философских – методологических основ учебно-воспитательной практики. Для этого необходимо перестать по умолчанию относиться к педагогике, как к системе пропаганды, как к государственному холопу, обслуживающему потребности и нужды начальства, как к фабрике производящей послушных, ограниченно грамотных и безынициативных подданных державы. Пора взглянуть на педагогику, как на культурную технологию продления и поддержания здорового существования биологического вида “Человек, претендующий стать Разумным”. В таком качестве педагогику полезно рассматривать не как орудие пропаганды тех или иных идей (какими бы они ни были), а, как ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, обладающий собственными специфическими закономерностями и продолжающий на уровне существования социальной формы материи энергетические превращения, начатые на предшествующем – животном уровне.

 

Начинаем публикацию текстов, которые условно можно объединить рубрикой «ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ». В ее основе — т.н. «биологический» или «естественно-научный» принцип отношения к феноменам развития ребенка, его воспитания и обучения. Он отличается от ныне принятого по-умолчанию, хотя и не сформулированного и не провозглашенного официально т.н. «лирически-гуманитарного» или, что точнее, «рационально-утопического» принципа, где большинство фактов и событий детской жизни рассматриваются исключительно с точки зрения разумности их природы и, где весь процесс педагогического воздействия на ребенка сводится к уговорам, поучениям, декламациям, апеллирующим к его существующей лишь в воображении воспитателей «разумной природе».

 

При всем, казалось бы, «рационализме» такого подхода (в лучших традициях классической философии Просвещения образца XVII-XVIII веков) игнорирование натуральной — рефлекторно-инстинктивной основы человеческой психики есть бессознательное следование религиозно-христианским установкам по отношению к человеку, понимающим его по ту сторону пропасти, разделяющей с «меньшими» – животными – братьями, и оценивающим, как «подобие Всевышнего», но не как говорящего примата (человекообразного), находящегося в самом начале освоения «дара» слова, «дара» языка и ошалевшего от восторга, вызванного неожиданным обнаружением у себя «чуда» мысли, появившейся в его судьбе непонятно как и почему?

 

Инструментом разума человек только-только начинает овладевать. Он учится этому пока что стихийно и потому пользуется своим мозгом и его неограниченными возможностями весьма топорно — варварски и порою даже дико. Человек начал учиться владеть и пользоваться своей душой каких-то 40 000 лет тому назад, которые — мгновение в космосе многомиллионной истории эволюции Гомо Сапиенс.

 

«ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ» стремится также сформулировать основные – наиболее актуальные сегодня особенности состояния современной естественной среды обитания, где формируются т.н. “вызовы”, адресованные представителям вида “человек разумный”, ответы на которые нам и нашим потомкам предстоит найти. Если, разумеется, мы намерены оставить после себя жизнеспособное потомство.

 

Специфика нашей исторической позиции сегодня заключается в том, что наши предки, жившие в цивилизации натурально-хозяйственных аграрных сельских поселений обладали адекватными культурными технологиями “ответов” на такие вопросы той еще Природы. Но сегодня наша жизнь и Природа изменились. Население переселяется в города. Аграрная цивилизация уступила место индустриальной, а теперь уже и информационной. И сотворенный новой культурой человек становится беззащитным от все еще и неминуемо вечно всемогущей Природы.

 

Понять где и в чем проявляются его беззащитность, неадаптированность, бессилие и безумие, а, значит, чему и как этого человека нужно с детства учить и приучать – задача нашей новой рубрики.

 

<b>МАСШТАБ ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ ПРИРОДЫ И ЖИЗНИ</b>

 

Ознакомиться с масштабом времени человеческой истории можно с помощью фрагмента замечательной книги К. Сагана «Драконы Эдема»: «КОСМИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ»

 

Начало нашей Вселенной было положено приблизительно 15 миллиардов лет назад т.н. «Большим Взрывом» с момента которого начинается отсчет нашей Космической истории. Чтобы облегчить работу нашему воображению, давайте представим себе все это невообразимо гигантское время «в масштабе» метафоры одного единственного земного года (365 дней). Итак «уплотняем» – «прессуем» 15 миллиардов лет жизни Вселенной в 1 год:

 

1 января — произошел Большой Взрыв

1 мая — возникла галактика Млечный Путь

9 сентября — образовалась Солнечная система

14 сентября — появилась планета Земля

25 сентября — возникла жизнь на Земле

2 октября — на Земле образовались древнейшие горы

9 октября — появились ископаемые бактерии и сине-зеленые водоросли

1 ноября — половое размножение микроорганизмов

12 ноября — фотосинтезирующие растения

15 ноября — эукариоты (первые клетки, содержащие ядра)

 

Декабрь

1- кислородная атмосфера Земли

5- извержение вулканов и образование «каналов» на Марсе

16 – черви

17 – беспозвоночные

18 – океанический планктон

19 – первые позвоночные — рыбы

20 – споровые растения «завоевывают» сушу

21 – насекомые

22 – амфибии, крылатые насекомые

23 – деревья, рептилии

24 – динозавры

26 – млекопитающие

27 – птицы

28 – цветы, вымирание динозавров

29 – китообразные, приматы

30 – начало развития лобных долей коры головного мозга приматов. Выделение гоминидов.  Гигантские млекопитающие.

31 – первые люди

 

31 декабря

13.30 – проконсул и рамапитек

22.30 – первые люди

23.00 – каменные орудия

23.46 – огонь

23.56 – начало последнего оледенения

23.58 – заселение Австралии

23.59 – пещерная живописи в Европе

23.59.20 – земледелие

23.59.35 – неолит: первые города (ЦИВИЛИЗАЦИЯ)

23.59.50 – династии Шумера, Египта, астрономия

23.59.52 – письменность; государство Аккад; законы Хаммурапи; Среднее царство Египта

23.59.53 – бронзовая металлургия; Микенская культура; Троянская война; компас

  1. 59. 54 – железная металлургия; 1-я Ассирийская империя; Израильское царство; Карфаген

23.59.55 – Династия Цинь в Китае; империя Ашоки в Индии; Афины Перикла; Будда

23.59.56 – Евклидова геометрия; Архимедова физика; астрономия Птолемея; Римская империя; «рождение Христа»

23.59.57 – введение нуля и десятичного счета (Индия); упадок Рима; мусульманские завоевания;

цивилизация майя; Византийская империя; монгольское нашествие; крестовые походы

23.59.58 – эпоха Возрождения; Великие географические открытия; экспериментальный метод в науке

23.59.59 – развитие науки и техники; овладение ядерной энергией; освоение космоса…

 

Вся книга К. Сагана «Драконы Эдема» опубликована в интернете и весьма полезна для участников группы «Как учить детей?». Рекомендую ее Вам: читайте и наслаждайтесь узорами мысли умного и компетентного человека (http://royallib.com/book/sagan_karl/drakoni_edema.html)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор записи: didaktnik

2 мыслей про “ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. ЖИЗНЬ, КАК АДАПТАЦИЯ.

    Галина

    (Июль 23, 2018 - 11:55 дп)

    Учителя просто отрабатывают свои часы за зарплату. Личностей, действительно готовых работать с детьми, мало.

      Никита Мирошниченко

      (Июль 28, 2018 - 2:50 дп)

      Вы правы, Галина, “готовых” “работать с детьми”, таких, да, скандально мало. А способных (умеющих профессионально) работать с детьми еще меньше. И таких никогда не было много. Но никогда их не было так мало, как сейчас. Почему так сталось? Что делать? Как учить учителей, делая их из “начетчиков” часов по программе, инженерами человеческих душ у меня есть ответы среди здешних моих текстов. Я всю жизнь занимался этим: учил детей сам и учил коллег быть настоящими учителями… Поэтому я буду признателен Вам, если с Вашей помощью кто-то из учителей, кто хочет стать настоящим, узнает о существовании моего информационного ресурса. И найдет здесь что-то полезное для себя. А он таки да найдет. А еще я буду Вам бесконечно благодарен, если с Вашей помощью я смогу узнать где есть еще настоящие учителя. Я бы тогда связался с ними, чтобы предоставить им здесь трибуну для популяризации их опыта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *