Преподавание истории Древнего мира по системе В.Ф. Шаталова

Н.П. Мирошниченко,

г. Донецк

 

В начале урока учитель называет тему, объясняет, почему она стала предметом изучения, и знакомит учеников с планом урока, заранее написанном на доске. Как правило, это 3-4 вопроса, каждому из которых соответствует блок опорного конспекта (далее ОК). В плане урока могут быть и вопросы для самостоятельного изучения, но систематически использовать такую форму работы в младших классах не стоит. Далее учитель задает домашнее задание, указывая, на какие вопросы нужно дать ответы на следующем уроке, какие блоки ОК следует использовать для этого, на каких страницах учебника излагается тот или иной вопрос.

Если каждый ученик класса обладает брошюрой с ОК по курсу древнего мира, нет необходимости тратить время на переписывание информации с доски.

Учитель раскрывает первый вопрос. Сначала – подробно, сопровождая рассказ демонстрацией карты, отсылая учеников к иллюстрациям учебника или иным наглядным пособиям. Затем он вторично излагает материал в сокращенном варианте, не задерживаясь уже на второстепенных деталях, фактах, доказательствах. Сейчас его задача – нацелить ребят на суть проблемы, показать основные причинно-следственные связи, зависимости. Свой рассказ учитель сопровождает графическими изображениями на доске соответствующего блока ОК. Можно использовать заранее приготовленный плакат, но в работе на доске есть важное преимущество: перед глазами ребят схема излагаемого материала появляется не сразу в готовом виде, а постепенно. При этом они видят процесс рождения мысли, становясь соавторами учителя. У ученика есть шанс мысленно забежать вперед, и, если мысль развивается верно, если интуиция не подводит, ребенок получает то интеллектуальное удовольствие от своей маленькой победы, которое столь важно для людей всех возрастов.

Если ученик совершил ошибку, он внимательнее отнесется к словам учителя, глубже проникает в их смысл. У школьника может возникнуть вопрос, который обязательно нужно сразу же задать учителю. Следует поощрять хорошие, умные вопросы учеников, щедро ставя за них пятерки. Но на первом этапе объяснения никаких вопросов звучать не должно, ибо любой отвлекающий фактор может нарушить цельность, повредить ткань идеи.

После вторичного объяснения по ОК учитель может в целях аргументации, иллюстрации мысли, создания эмоционального фона познакомить учеников с соответствующими документами или их фрагментами из «Хрестоматии по истории древнего мира» (М.: Просвещение, 1975).

Если у ребят нет брошюр с ОК, нужно дать им время перерисовать (простым карандашом) ОК в рабочую тетрадь. Дома школьники раскрасят схемы цветными карандашами. Это облегчает осмысление и запоминание.

В такой же последовательности излагаются другие вопросы плана урока, после чего учитель «проходится» по всему ОК в целом, останавливаясь лишь на самом главном. На этом этапе ученики, уже уяснившие суть каждого вопроса в отдельности, должны усвоить логическую взаимосвязь основных проблем урока, их внутреннее единство. Здесь идет логический синтез – отработка понимания темы в целом.

Очередной урок начинается с того, что ребята по памяти письменно воспроизводят ОК. Пока весь класс пишет и рисует, учитель успевает опросить двух-трех учеников устно (ребята отвечают шепотом). Ответив, они возвращаются на свое место и продолжают воспроизводить ОК (за исключением блока, соответствующего изложенному у доски вопросу).

По команде учителя дети сдают работы. Начинается устный опрос. Ведется о в быстром темпе. Вопросы были даны классу заранее, и это позволяет предельно сократить время на их обдумывание. Отвечающий пользуется ОК, что облегчает работу памяти. Проделанная учеником дома работа и письменное воспроизведение ОК в начале урока помогают даже посредственным ученика дать быстрый, толковый ответ. Обозначенные в ОК понятия свободно используются учеником, разнообразя и обогащая его словарный запас. Столь благоприятная для ребенка обстановка позволяет также повысить уровень требования к ответу.

Учитель просит оценить ответ товарища. Если ответ отличный, то вызванному для анализа достаточно лаконично сказать об этом. Если же в ответе были допущены ошибки, нужно назвать их и исправить. За верный анализ ученик получает «5».

К концу устного опроса учитель может поставить 8-12 оценок. Если использовать магнитофоны, можно опросить половину класса. Оценки за письменное воспроизведение ОК получают все присутствующие на уроке.

После устного опроса и объявления оценок учитель приступает к объяснению нового материала.

ОК проверяются учителем в тот же день (желательно на ближайшей перемене) и оценки тут же выставляются в ведомость открытого учета знаний. Для поддержания интереса ребят к работе ее результаты должны оглашаться без промедления. Так учитель не только подчеркивает значимость работы, но и позволяет ученикам на переменах сопоставить результаты, обсудить работы, удовлетворить здоровое честолюбие. ОК оцениваются следующим образом: ошибкой считается пропуск слова (буквы), перестановка знаков в блоке или самих блоков, неправильное воспроизведение знаков. За одну ошибку оценка снижается на один балл, за две – на два балла. Работа с тремя ошибками не засчитывается, но двойка не ставится: в ведомости открытого учета знаний оставляется пустая клетка, которая заполняется после пересдачи (в назначенный учителем день). Можно пересдать также и тройки, четверки. Учитель при проверке не исправляет ошибки. Это делают сами ученики, получив свои тетради (для воспроизведения ОК заводится специальная тетрадь).

Заканчивается изучение темы. Следует обобщить, повторить, закрепить, проверить знания, полученные на нескольких уроках. Делается это в форме взаимного контроля. Идет вторая половина предпоследнего урока темы. Учитель раздает всем листы взаимного контроля, которые содержат два вида заданий: задания на усвоение понятийного минимума и вопросы для письменного ответа(понятийный минимум – совокупность понятий, приведенных ниже, после планов уроков, и используемых в ОК). Вопросы, предлагаемые ученикам, не новы для них, уже рассматривались на уроках, повторялись в ходе подготовки к взаимному контролю.

После раздачи листов взаимного контроля учитель дает классу пару минут для того, чтобы бегло ознакомиться с листами и задать вопросы. Затем педагог напоминает ученикам основные идеи пройденной темы (не более 10 мин). При этом используется компакт-комплект, где графически отображено самое существенное, главное. Компакт-конспект отличается от ОК более высоким уровнем обобщения (образец компакт-конспекта см. ниже).

Домашнее задание к последнему уроку темы – подготовиться к сдаче понятийного минимума. В начале этого урока к доске выходят пять учеников. В их руках листы взаимного контроля  с пронумерованными терминами. Школьники называют и объясняют по 10-15 понятий. Сначала дается лаконичный ответ,  который по просьбе учителя может быть развернут. Например, ученик говорит: «Орудия труда – это инструменты, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности. Они изготовлены самим человеком». Учитель  просит назвать орудия труда, использовавшиеся в каменном веке. Если ученик не может объяснить хотя бы одного понятия, он «выбывает из игры». Вместо него к доске выходит другой. Выбывший имеет шансы на том же уроке, послушав ответы товарищей сдать понятийный минимум. Оценка за повторные попытки не снижается. Объяснять понятия ученики могут своими словами. Не стоит добиваться точного повторения заученных формулировок.

После ответов первой группы учащихся те из них, чья работа оценена на «отлично», превращается в помощников учителя. Они выходят в коридор, где опрашивают по понятийному минимуму своих товарищей. На карточках фиксируется количество правильных и ошибочных ответов. Карточка сдается учителю, который ставит оценку в ведомость открытого учета знаний. Использование помощников учителя позволяет за один урок опросить по понятийному минимуму весь класс. Не сдавшие понятийный минимум могут пересдать его в один из назначенных учителем консультационных дней.

Хотелось бы сразу ж е сказать о возможных опасениях, связанных с чересчур либеральным отношением помощников учителя к своим товарищам. Практика показывает, что дети придирчивее оценивают ответы своих товарищей, чем учителя. Карточки требуются как раз для того, чтобы чрезмерно строгие маленькие «учителя» в пылу не перегнули палку.

Параллельно с опросом в коридоре идет опрос у доски. Здесь учитель работает с теми, кто требует к себе самого пристального внимания.

На втором этапе взаимного контроля (перед изучением новой темы) ученики выполняют письменную работу: отвечают на один из вопросов, указанных на листе. Вопрос для каждого школьника выбирает учитель, ориентируясь на ведомость открытого учета знаний. Иногда можно предложить ученикам вместо развернутого письменного ответа написать план ответов на 3-4 вопроса. Это не только разнообразит работу, но и позволяет охватить больший объем материала, а также оценить уровень развития логического мышления школьников. На письменную работу отводится 15-20 мин. Итоговая оценка за усвоение темы выставляется с  учетом оценок за письменное воспроизведение ОК, за устные ответы, за взаимный контроль.

Объем статьи не позволяет подробно остановиться на анализе применяемых методов, приемов, форм работы. Читателей, более глубоко интересующихся этой проблемой, автор отсылает к книгам В.Ф.Шаталова «Куда и как исчезли тройки» (М.: Педагогика, 1979), «Педагогическая проза» (М.: Педагогика, 1980), «Точка опоры» (М.: Педагогика, 1987), «Эксперимент продолжается» (М.: Педагогика, 1989).

Ниже  предлагаются планы вводного урока и уроков темы «Жизнь людей при первобытном строе» (6 ч), перечни понятий и вопросов для письменной работы, выводы по теме, образцы опорных конспектов и комментарии к ним.

Урок 1. Первое знакомство с историей

План урока

І. Что такое история? Зачем ее нужно знать людям?

  1. Наука о прошлом человека и общества. Почему нужно знать прошлое?
  2. Основные этапы человеческой истории.
  3. Особенности истории древнего мира.

ІІ. Как люди узнают о своем прощлом?

  1. Что такое исторический источник?
  2. Типы исторических источников.

ІІІ. Историческое время.

  1. Время («хронос») и наше восприятие его движения.
  2. Историческое время движется с ускорением.
  3. Системы и точки отсчета исторического времени.
  4. Цикличность и временная спираль.

 

Понятийный минимум: история, история древнего мира, исторические источники, этнография, хронология, лето, век, до н.э., н.э.

 

Урок 2. Выделение человека  из животного мира. Дальние и ближние предки человека

План урока

І. Почему некоторые виды обезьян начали превращаться в людей?

  1. Организация обезьяньих стад.
  2. Почему часть обезьян перешла к наземному образу жизни?

І І. Первый этап очеловечивания обезьяны. Обезьяночеловек (внешность, занятия, инструменты деятельности, стадо).

І І І. Новый шаг в развитии к современному человеку. Человек умелый (внешность, занятия, изготовление орудий труда, общение, формы духовной жизни).

 

Понятийный минимум: обезьяночеловек, человек умелый, орудия труда, продукт труда, собирательство, охота, стадо, присваивающее хозяйство.

 

Урок 3. Человек разумный

План урока

  1. Ледниковый период.

 

  1. Возможные причины оледенения.

 

  1. Изменения в природе.

 

  1. Перемены в образе жизни человека умелого (новые потребности, новые орудия труда, огонь, новые занятия, первые жилища).

 

III.      Человек разумный (внешность, умения, речь, мышление).

 

  1. Родовая община.

 

  1. Род и его признаки.

 

  1. Разделение труда.

 

  1. Управление жизнью рода.

 

Понятийный минимум: флора, фауна, загонная охота, человек разумный, род, народное собрание, совет старейшин, разделение труда.

 

Урок 4. Возникновение производящего хозяйства и соседской общины

 

План урока

 

  1. Период потепления на Земле.

 

  1. Изменения в природе.

 

  1. Расселение людей по планете.

 

  1. Расы.

 

  1. Возникновение новых занятий (скотоводство, земледелие, ремесла, обмен).

 

III.      Новое качество общественной организации.

 

  1. Превращение родовой общины в соседскую.
  2. Племя.

 

  1. Войны.

 

  1. Знать.

 

Понятийный минимум: расы, скотоводство, земледелие, ремесла, медь, каменный век, семья, племя, знать.

 

Урок 5. Духовная культура первобытного человека

План урока

 

  1. Картина мира первобытного человека.

 

  1. Представлении о природе.

 

  1. Представления об устройстве человека, о душе и теле.

 

  1. Связи человека с природой (реальные и мнимые).

 

  1. Мифологическое сознание.

 

  1. Накопление опыта.

 

  1. Поиски причинно-следственных связей между явлениями.

 

  1. Магия.

 

  1. Искусство.

 

Понятийный минимум: душа, одухотворение, тотем, идол, магия, колдун, искусство, миф, религия.

 

Вопросы для письменной работы

 

  1. Что такое история? Зачем ее нужно знать людям? Что такое история древнего мира?

 

  1. Как люди узнают о своем прошлом? Что такое исторические источники? Какими бывают исторические источники?

 

  1. Историческое время: его движение и точки отсчета.

 

  1. Почему началось очеловечивание некоторых обезьян?

 

  1. Обезьяночеловек — первый этап очеловечивания обезьян. Кто такой обезьяночеловек и каковы его признаки?

 

  1. Человек умелый — новый шаг в развитии к современному человеку. Кто такой человек умелый? Каковы его признаки?

 

  1. Ледниковый период: как он повлиял на первобытного человека? Перемены в образе жизни человека умелого.

 

  1. Человек разумный и его признаки.

 

  1. Родовая община — общественная организация человека разумного.

 

  1. Возникновение новых занятий (скотоводство, земледелие, ремесла). Производящее хозяйство.

 

  1. Новая общественная организация: соседская община, племя.

 

  1. Картина мира первобытного человека.

 

  1. Мифологическое сознание.

Выводы по теме

 

Первобытнообщинный строй — это древнейший уклад жизни людей, при котором они:

живут родовыми, а позже соседскими общинами; связаны друг с другом родственными и трудовыми связями; трудятся, используя примитивные орудия труда, главным образом из камня; сообща управляют своей жизнью; обладают мифологическим сознанием.

Образец прочтения конспекта 1

Мы начинаем изучать историю человечества — всемирную историю. Ее первая ступень — история древнего мира, изучающая жизнь людей на двух самых ранних этапах: при первобытнообщинном и рабовладельческом строе.

О жизни людей в прошлом мы узнаем по оставленным ими следам, которые называются историческими источниками. Исторические источники бывают трех типов: вещественные, письменные (древнейшие из них возникли примерно в III тыс. до и. э.), этнографические.

Мы связаны с далекими предками незримой, но непре­рывной нитью времени, пронизывающей судьбы сотен поко­лений. Время (по-гречески «хронос») — величайшая ценность, которой обладают люди. Но на разных этапах своей истории они по-разному относились к ней, по-разному отсчитывали, измеряли и ценили время. Древнейшие земледельцы считали время периодами, отделявшими один земледельческий цикл от другого — от сева до сева, от уборки до уборки урожая. Один такой период назывался «лето», а позже — «год». 100 лет образуют век, 10 веков — тысячелетие. Такими единицами счета времени пользуются современные историки. Точкой отсчета крупных периодов становились памятные события. Одним из таких событий было возникновение христианства. До сих пор многие (но далеко не все) народы видят в своем прошлом два больших этапа — до рождения Иисуса Христа и после него. Такой отсчет времени привычен для большинства европейцев, американцев, австралийцев. Советские историки тоже придерживаются этой традиции летоисчисления, но несколько иначе обозначают крупнейшие периоды человеческой истории: время до Рождества Христова они называют временем до новой эры (до н. э.), а после его Рождества — новой эрой (и. э.). Отсчет лет до нашей эры ведется в обратном порядке — по убывающей, счет годов новой эры — по возрастающей. Нить времени протянута из прошлого через настоящее в будущее. Ее начало и конец скрыты от нас, но есть у нее и хорошо обозримая часть, изучение которой позволяет предположить, что могло быть в прошлом и что может случиться в будущем. Если мы внимательно присмотримся к этой видимой части, то она не покажется нам прямой как струна. Как и в жизни каждого человека, в истории народов, государств есть периоды роста (юности), расцвета (зрелости), увядания (старости) и гибели. Но в увядающем, старом обществе зреют новые силы, которые после его окончательной гибели берут верх и дают жизнь новому народу или государству, которые в свою очередь, пройдя через те же стадии развития, освободят место своим преемникам. И так вечно, пока существует человечество.

 

Может сложиться впечатление, что история общества движется как бы по кругу, но это так лишь на первый взгляд. Народы и государства в каждом последующем цикле развития весьма отличаются от предшественников по особенностям хозяйства и общественной жизни, по уровню знаний. Общество не стоит на месте, не движется по замкнутому кругу, а стремится вперед. Поэтому путь общества во времени можно представить в виде спирали, коренящейся в прошлом и устремленной в будущее.

 

Для историка очень важно знать, когда происходило интересующее его событие. Правильное расположение фактов, событий в их последовательности необходимо для того, чтобы определить, какие события были причинами, а какие — их следствиями, чтобы нарисовать верную картину истории, понять ее закономерности, использовать ее опыт и уроки.

Образец прочтения №2

Животным предком человека была обезьяна. Около 2 млн. лет назад началось превращение части обезьян в людей. На одном из промежуточных этапов этого процесса возникло существо, уже мало похожее на обезьяну, но еще не являющееся человеком,— обезьяночеловек. Он мог использовать простейшие предметы (палку, камень) в качестве инструментов, но не умел еще их обрабатывать, придавать им нужные свойства. Поэтому такие инструменты еще нельзя назвать орудиями труда.

 

Около 800 тыс. лет назад появляются первые орудия труда. Человекообразное существо, изготовившее их. называют человеком умелым. Он уже умел придавать палкам и камням необходимые формы и свойства. Первыми орудиями труда были палка-копалка, дубина, каменное рубило. Но человеком в полном смысле это существо еще не было. Оно не умело мыслить, говорить. Общение происходило при помощи простых звуков, выражавших те или иные чувства. Первобытные люди жили стадами. Южная Африка и Восточная Азия — те области, где раньше всего на Земле начинается превращение обезьяны в человека.

 

Выводы. На первых этапах истории главными занятиями людей были собирательство (женское занятие) и охота на мелких зверей и пресмыкающихся (мужское занятие). Первобытный человек в готовом виде брал у природы то немногое, что она могла ему дать. В этом ему помогали простейшие орудия труда. Такое примитивное хозяйство называется присваивающим.

 

Образец прочтения конспекта № 3

 

100 тыс. лет назад начался и 13 тыс. лет назад закончился ледниковый период. В то время на Земле существенно изменились растительный и животный мир (флора и фауна), климат. Это отразилось на нашем далеком предке, его образе жизни. Чтобы приспособиться к изменившимся природным условиям, человекообразное существо создает новые орудия труда — копья, гарпуны. Главными занятиями становятся загонная охота и рыболовство. Научившись сначала использовать и хранить огонь, обезьяночеловек затем овладевает и умением самостоятельно добывать его. Мясо добытых на охоте животных становится важнейшей частью рациона. Шкуры используются в качестве одежды. Из костей изготавливаются новые орудия труда. Строятся шалаши. В качестве жилищ используются и пещеры.

 

Примерно 40 тыс. лет назад сформировался человек разумный. Борьба за выживание с суровой природой ледникового периода не прошла бесследно для человека. Передняя конечность стала более совершенной и умелой. Она изменилась настолько, что мы с полным основанием можем назвать ее рукой. В процессе совместной трудовой деятельности (загонная охота) появилась необходимость в более совершенной системе общения. Возникла человеческая речь, без которой невозможно было договориться об успешной совместной деятельности, передавать и хранить информацию, знания. Опыт трудовой деятельности, речь, накопление в памяти полезных сведении позволили человеку научиться мыслить: создавать в своем сознании образ той вещи, которой не существует в природе, находить выход из необычной ситуации. Разум, способность мыслить — главная отличительная особенность человека разумного.

 

В ледниковый период изменилась организация первобытного коллектива. На смену стаду пришла родовая община, или род. В родовой общине существовало разделение труда между мужчинами и женщинами: мужчины охотились, женщины занимались собирательством. Сородичи вели свое происхождение от общего предка, совместно трудились, сообща владели орудиями и продуктами труда, говорили на одном языке. Власть принадлежала народному собранию, в котором участвовали все взрослые члены рода. Для руководства повседневной жизнью народное собрание избирало совет старейшин, куда входили самые опытные, знающие, мудрые члены общины. К их мнению прислушивались на народном собрании.

 

Образец прочтения конспекта 4

 

После ледникового периода наступает потепление. Ледник отступает на север, освобождая землю, которая опять становится пригодной для жизни человека. Людям становится тесно в старых районах обитания. Двигаясь за отступающим ледником, они расселяются на новых территориях. Попадая в иные условия обитания, люди приспосабливаются к ним, изменяется их внешность (цвет кожи, волос, телосложение, форма глаз, носа). Так около 20 тыс. лет до н. э. появляются расы: белая, желтая, черная.

 

Много важных перемен происходит в жизни человека в промежутке между 9 и 4 тыс. лет до н. э. С изобретением лука производительность труда охотника значительно возросла. Человек приручил волка; потомок волка — собака стала верным помощником на охоте, в домашнем хозяйстве. Постепенно часть охотников начинает заниматься выращиванием и разведением животных в домашних условиях. Из охоты выделяется новое занятие — домашнее скотоводство. Росло поголовье стад. Вблизи человеческого жилища для них уже не хватало корма. Пастухам со стадами приходилось все дальше отходить от дома в поисках пастбищ. Так из домашнего скотоводства развивается кочевое. Кочевники не имели постоянного места жительства. Их дом — шатер, который всюду перемещался вместе с многочисленными стадами.

 

Когда люди узнали, что растения можно не только собирать, но и выращивать, когда из собирательства выделилось земледелие, им — по традиции — тоже занялись женщины. Вначале земледелие было мотыжным. Чтобы рыхлить землю мотыгой, было достаточно и женских усилий. На смену мотыге пришла соха (предшественница плуга). Ее тянуло впряженное животное (бык, лошадь). Чтобы управиться с новым орудием, понадобилась мужская сила и сноровка. Тяжелый физический труд уродовал организм женщины. Она теряла способность рожать здоровых детей, а от этого зависела жизнеспособность общины. Поэтому пашенное земледелие стало мужским занятием.

 

Одним из древнейших универсальных орудий труда был каменный топор. Он применялся в самых разных отраслях человеческой деятельности. С его помощью можно было изготовить и другие орудия труда, и разнообразные предметы обихода. Развитие разделения труда, появление множества новых занятий, участие в них все большего количества людей потребовали разнообразных орудий труда. С другой стороны, земледелие и скотоводство требовали от людей профессиональных навыков, приобретение которых занимало много времени! Для изготовления новых орудий труда также нужно было затратить много времени и мастерства. Поэтому выделяется новая отрасль человеческой деятельности — ремесло, цель которого — дать человеку необходимые ему орудия труда и домашнюю утварь. Древнейшие ремесла — обработка камня (при которой использовались сверление и шлифовка), плотницкое, гончарное, ткаческое. Примерно в 17/ тыс. до н. э. люди научились обрабатывать металлы. Первым металлом, из которого стали делать орудия труда, была ледь, а первым способом ее добычи и обработки — литье.

 

Углубляющаяся специализация человеческой деятельности в родовой общине потребовала от людей обмена результатами труда. Так появился обмен — предвестник торговли.

 

С появлением новых, усовершенствованных орудий труда работа, которую раньше выполняла вся родовая община, стала по силам отдельной семье. Труд из коллективного стал индивидуальным. На смену трудовому коллективу — родовой общине — пришел новый трудовой коллектив — семья. Изменился характер общественных связей: из родовой община стала соседской. Продукт труда по-прежнему принадлежал производителю, но если раньше производителем и собственником был весь род, то теперь продуктом труда владела создавшая его семья. Главное богатство — земля, принадлежавшая до сих пор всему роду, была разделена на участки, собственниками которых стали отдельные семьи. Одним из них достались лучшие, более плодородные наделы земли, другим — похуже. Урожайность на них была разной. В одних семьях было больше работников, в других — меньше. Одни работали лучше, другие хуже. Так постепенно стало возникать имущественное неравенство.

 

Общины, в которых теперь могли проживать не только родственники, стали разрастаться, расселяться вокруг первоначального родового поселка. При этом связи не терялись. Память о совместном прошлом, общие обычаи, религия, язык способствовали сохранению связей даже между отдаленными соседскими общинами. Эти связи укрепляли разделение труда между общинами, обмен и необходимость совместно защищаться от нападения врагов. Большие объединения соседских общин, возникшие в результате разрастания рода, называются племенами.

 

Столкновения с соседними племенами потребовали выделить часть мужчин для профессионального занятия военным делом. Племя готово было содержать отряд воинов во главе с избираемым ими вождем ради того, чтобы те защищали мирный труд соплеменников. Народное собрание решало, кто будет служить в войске, какой будет его численность, что нужно для его содержания. Народные собрания общин-поселков избирали своих представителей в совет старейшин племени. Из членов совета старейшин и вождей — людей уважаемых и всем известных — стала складываться привилегированная верхушка общества — знать. Управление жизнью большого племени требовало специальных навыков, знании, опыта, мудро­сти. Эти качества, как и секреты других профессий, пере­давались по наследству. Неудивительно, что на народных собраниях в совет старейшин часто избирались представители одних и тех же семей: они были лучше других подготовле­ны к власти, управлению. Постепенно власть стала пере­даваться по наследству. Воины тоже передавали своим детям профессиональные знания. Возникли военные династии.

Образец прочтения конспекта № 5

 

Человек выделился из природы. Пока обезьяночеловек не умел изготавливать орудия труда, он был частицей природы, во всем зависимой от ее капризов и случайностей. Чем больше человек создавал орудий труда и чем они были совершеннее, тем меньше он зависел от игры стихий. Можно сказать, что орудия труда образовали ту границу, которая разделила мир природы и мир человеческой культуры.

 

Но первобытный человек не осознавал свою выделенность из природы. Напротив, он считал себя ее неотъемлемой частицей. Горы, реки, озера, земля, растения, животные представлялись человеку живыми существами, обладающими душой, способными чувствовать, мыслить, помнить, говорить. Человек одухотворял явления природы, наделял их теми же качествами, которыми обладал сам.

 

Желая объяснить свои индивидуальные (и семейные) черты, первобытные люди связывали их с происхождением от различных сил и явлений природы, зверей, птиц. Знаками родства с животными предками были специальные изображения — тотемы. Себя же человек представлял состоящим из двух начал — души и тела.

 

Постепенно у людей накапливались опыт, знания. Чем совершеннее становились орудия труда, чем глубже развивалось разделение труда, тем больше появлялось времени, свободного от непрерывной, напряженной борьбы с силами природы за выживание. Это позволило человеку серьезнее задуматься над причинами событий и явлений. Наблюдая за собой, человек пришел к выводу, что первоисточником его поступков является душа, дух. Так как все в природе устроено по одному образцу, то и у других явлений природы есть свои души, считали первобытные люди. В общине одни человек руководит другими, а те ему подчиняются. Следовательно, дух этого человека сильнее. В стае зверей по той же причине верховодит вожак. У гор, рек, морей, лесов есть свои духи. Люди пытались зримо представить себе этих духов. Из камня, кости, дерева они делали их изображения — идолы. Чтобы задобрить духов, привлечь на свою сторону, люди упрашивали, молили их, приносили нм жертвы. Эти обряды общения с духами сопровождались ритуальными танцами, песнями, рисунками. Такие действия, направленные на установление контакта с духами, называются магией. Появились специалисты-профессионалы, умевшие лучше других общаться с духами,— колдуны. Из ритуальных действий вскоре развился не зависимый от магии вид человеческой деятельности — искусство, цель которого не угождать духам, а выражать человеческое представление о красоте, радовать человека красотой.

 

Человек постоянно вторгался в живой мир природы и своими действиями причинял ему ущерб. Мотыга и соха ранили и беспокоили тело земли, стрелы и копья убивали зверей и птиц, невод и сети беспокоили обитателей водных глубин, топоры рубили деревья. Чтобы задобрить духов, смягчить их гнев, люди жертвовали духам часть добычи. В основе магических обрядов первобытного человека лежит чувство вины за наносимый природе ущерб и желание заслужить прощение духов. Ясно сознавая свое единство с природой, человек беспокоил ее лишь для того, чтобы удовлетворить свои самые необходимые потребности. Понимание своей зависимости от природы, тесных связей с нею — великое достижение первобытной духовной культуры, часто недооцениваемое нами.

 

Из соединения реальных знаний и фантастических представлений первобытного человека рождается миф. Из мифов рождается религия — вера в существование сверхъестественных существ, способных влиять на судьбу человека. Религиозные представления существовали из-за незнания истинных причин происходящего в мире, бессилия, связанного с зависимостью человека от стихии, и страха перед могущественными силами природы.

 

Образец прочтения компакт-конспекта

 

Около 2 млн. лет назад в Южной Африке и Восточной Азии часть обезьян начинает превращаться в люден.

 

Создавая и совершенствуя орудия труда, с помощью которых велось присваивающее хозяйство (охота, собирательство), сотрудничая и помогая друг другу в первобытных коллективах (стаде, роде), совершенствуя и развивая трудовые навыки, накапливая опыт, информацию, пережив страшное оледенение и другие природные катастрофы, наши предки около 40 тыс. лет назад приобрели внешний облик и многие духовные черты современного человека. Появился человек разумный, обладающий сознанием, мышлением, памятью, речью.

 

Дальнейший прогресс человека по-прежнему определялся совершенствованием орудий труда, развитием разделения труда и сотрудничества, общественной организации (род — соседская община — племя). Зависимость человека от природы уменьшается. Для удовлетворения своих усложняющихся потребностей человек создает новые изделия, которые вместе с обществом составляют мир культуры, по отношению к которому мир природы становится внешним и более удаленным. Мир культуры — продукт деятельности человека, которая из присваивающей превращается в производящую. Ею созданы новые отрасли человеческого труда — земледелие, скотоводство, ремесла.

 

Однако и в мире культуры сохранились следы потребляющего образа жизни. Это насильственное присвоение продуктов чужого труда, происходящее в результате войн, а затем — эксплуатации человека человеком. Возникающий таким образом паразитизм становится мощнейшим разрушителем культуры, общества, самого человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор записи: didaktnik

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *