РАЗМЫШЛИЗМЫ ПРО ВЕРОЯТНОСТНУЮ ПЕДАГОГИКУ АЛЕКСАНДРА ЛОБОКА… В ИСПОЛНЕНИИ ТОЖЕ ПЕДАГОГА, КОТОРЫЙ НЕ ЛЮБИТ ДЕТЕЙ…

РАЗМЫШЛИЗМ-2.

Я хорошо понимаю про «вероятностную педагогику», потому что слишком помню во всех деталях, как работал в 80-90-е годы прошлого века.

 

7-8-ми часовый рабочий день. Но не у станка. И не в забое. И даже не у кульмана.

– В школе. В «обыкновенной» СШ № 1 — лучшей в СССР, которая была в г. Донецке. Который тогда был Советской Украиной. И который отныне больше не будет Украиной никогда. Хотя сама Украина в этом не виновата. Как, впрочем, и Россия.

7-8 часов в школе при 6-дневной рабочей неделе это 7-8 уроков ежедневно. С «заменами», кстати, если кто понимает о чем я. А для непонимающих поясню: «замена» это самый что ни на есть педагогический джаз. Это самая «вероятностная» педагогика. Вероятностней не бывает! Потому, что проведя урок в 5 «В» про Вавилонское царство и законы Хаммурапи, шел экспромтом — через 10-15 минут — в 9 «А» на урок про Русское царство и про отмену там крепостного права, и про прочие реформы 60-70-х годов ХIХ века. Экспромтом потому, что коллега не вышла на урок по семейным обстоятельствам. А у меня все равно «окно» межу 3-м и 4-м уроками. И сообщили мне об этом приключении в начале перемены. А к концу перемены я уже с журналом в руке переступаю порог «чужого» класса, по ходу листая страницы кондуита и пытаясь на ходу выстроить тактику урока, взятого из курса, который я вообще в этом году не читаю и не читал вот уже два года. И конспекты которого, и учебники остались дома (а где же еще?!) И от которого осталось только то, что осталось в памяти. На которую накладывается незнание — ни детей «чужого» учителя, ни их возможностей, ни уровня подготовки, ни требований того учителя, ни степени его требовательности, ни специфики работы системы обратной связи в ЭТОМ классе между ЭТИМ учителем и ЭТИМИ учениками… Одним словом — я в невероятных условиях, когда вероятно может случиться все, что угодно. Однако случалось только то, что было мне нужно. Что я хотел, чтобы случилось. И не случалось того, чего бы я не хотел. Всегда!

 

Но и без «замен» простора для вероятностей было хоть отбавляй. Судите сами: что может быть невероятнее, чем одну и ту же тему по истории дать по-разному в параллели 5-х или 8-х (какая разница?) классов: в «А» – «Б» – «В» – «Г», хотя бывали и «Д», и «Е». Сам я, кстати, заканчивал 10-й «Е» класс СШ № 17 г.Донецка. Это был спортивный класс: 4 мастера спорта, 3 кандидата, остальные – «взрослые» разрядники — универсальная сборная района по всем видам спорта. Триумфальная сборная! Намек поняли? Я уже тогда не завидовал нашим учителям. И угадывал скандальный смысл словосочетания «вероятностная педагогика». Потому что на уроках в нашем классе могло случиться все… И, кстати, случалось. И, кстати, это «могло случиться все» – такой же органический и неотъемлемый признак «вероятностной педагогики», как утомленный азарт, с которым я прокручивал, смакуя, детали данных уроков в 5-х «А» – «Б» – «В» – «Г» классах — про законы Хаммурапи и, размышляя, как еще можно было преподнести тот или иной факт, как еще можно было обыграть тот или иной казус, как еще можно было бы ответить на вопрос Гришки Ракова… и ловя при этом несравненный ни с чем кайф отлично исполненной любимой работы. Ощущение, лучше которого я с тех пор ничего не знал в своей жизни. Даже когда заработал честно свой первый «лям» баксов, уйдя из просвещения через 20 лет “пахоты” этой “нивы”. Чтобы не умереть с голода. Да, кстати, такие деньги можно не только воровать, но и зарабатывать. Причем честно. Если ты правильный учитель. То есть, если ты учишь своих детей не только шевелить мозгами, но и при этом умеешь это делать сам. Ведь не так уж важно в какой среде шевелить мозгами. Важно уметь ими шевелить. Еще лучше уметь научить это делать своих учеников. Я умел. И, как мне кажется, умею до сих пор. И это еще одна сторона «вероятностной педагогики».

(Продолжение следует)

На фото мой 10-“В” и аз грешный в мае 1986 (“последний звонок”) на ступенях родной СШ № 1 г.Донецка, который тогда еще был Украиной – Советской Украиной).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор записи: didaktnik

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *