3. АГРЕССИВНОСТЬ И ВОИНСТВЕННОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ.

3. ДОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ (ДОРАЗУМНАЯ) ЖИВОТНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ.  АГРЕССИВНОЕ БЕЗУМИЕ.

3.1. КРАТКИЙ ОЧЕРК ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕГО КОМПЛЕКСА ЖИВОТНОЙ ПСИХИКИ ГОМИНОИДОВ.

30 млн. лет назад существовало некое животное, от которого позже произошли и нынешние человеки, и теперешние обезьяны – общий предок приматов и человекообразных. Приспосабливаясь к меняющимся условиям среды обитания, представители этого исчезнувшего животного вида менялись, постепенно приобретая качества, всё более делающие их похожими на людей: прямохождение, стабильные составы сообществ с более прочными социальными связями, невиданная у «обыкновенных» животных забота о потомстве, более развитая система общения и взаимопомощи…

Где-то около 9-8 млн.лет назад таких новых, не свойственных обыкновенным животным, качеств накопилось так много и они так отличались от «чисто» животных, что появились основания отнести их обладателей к особому биологическому виду т.н. «гоминоидов» или «гоминид». Сегодня у него еще нет единого названия: разные ученые именуют его по-разному, беря за основу разные признаки, кажущиеся им более или менее важными в определении его сущности. Мы условно назовем его представителей «ПИТЕК-АНТРОП» (ОБЕЗЬЯНО-ЧЕЛОВЕК), имея в виду, что в его анатомии, физиологии, генетике и поведении причудливо соединились свойства и повадки, характерные, как для обезьян, так и для будущих людей.

На каждой стадии эволюции гоминид (человекообразных приматов) для адаптации к изменявшимся условиям среды обитания возникали новые программы инстинктивного поведения. Они «наслаивались» на прежние, не отменяя их, а дополняя, усложняя, конфликтуя — тормозя и перемешиваясь с ними.

На ранних стадиях эволюции у гоминид не было ни Разума, ни Воли. Поэтому они не могли сознательно выбирать среди унаследованного разнообразия поведенческих моделей экземпляры, необходимые в той или иной конкретной ситуации. Выбор и употребление варианта поведения осуществлялся стихийно и случайно — «сам по себе». Случайно одни наши предки больше и лучше заботились о своих детенышах, чем о самих себе… и потому оставляли после себя больше наследников — жизнеспособных продолжений популяции и вида. Так же случайно другие предпочитали больше заботиться о себе любимых, чем о своих детенышах (первобытные «нарциссы» и «чайлдфри») … и не оставляли после себя жизнеспособного потомства.

«Слепую» игру случайностей, длящуюся миллионы лет, в ходе которой выживали (оставляли после себя потомство) носители ПРАВИЛЬНЫХ и ХОРОШИХ – с точки зрения интересов всего вида – поступков и не выживали (не оставляли после себя потомства) носители НЕПРАВИЛЬНЫХ и НЕХОРОШИХ – с точки зрения интересов всего вида –поступков называют ЕСТЕСТВЕННЫМ ОТБОРОМ.

В течение 30 млн. лет постепенно, ценой невообразимо многочисленных жертв, которые те самые наши далекие и давние предки отнюдь не воспринимали, как жертвы, ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР переформатировал инстинктивный — животный тип отношений особей в разумный — человеческий.

800 тыс лет назад промежуточные (переходные) между приматами и человеком существа — питекантропы СЛУЧАЙНО научились искусственно (произвольно) придавать материальным предметам новые полезные свойства, которыми эти предметы изначально не обладали. Это свидетельствует о появлении в их психике новообразований — духовных, виртуальных образов изделий, не имеющих своего материального воплощения в настоящем, но способных (в умелых руках) обрести его в будущем. Такие психические феномены можно назвать ЗАРОДЫШАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ, а процесс их порождения — ЗАЧАТКАМИ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ. С них начинается отсчет истории человеческого Разума, как способности априорно — до опыта – воплощаться в сенсорно воспринимаемой и материально преобразующей или материально конструирующей деятельности и в одном лишь воображении (виртуально) создавать более или менее сложные образы явлений и предметов, которых еще не существует «на самом деле» — в материальном воплощении и которые еще не представлены в живом сенсорном восприятии.

Около 50 тыс лет назад сформировался физиолого-анатомический облик вида Человек Разумный. Внешне это были совершенно современные люди, но еще без культурного опыта, который предстояло накопить, выразить и закрепить в знаковых системах (речь, язык, письменность…) в последующие 50 тыс лет.

На этом рубеже заканчивается История Инстинктивной Психики Человека и начинается История его Разумной Психики.

3.2. ЧТО ТАКОЕ «АГРЕССИЯ» И КАКОВЫ ЕЕ ИСТОКИ И ИСТОЧНИКИ?

В общем комплексе психики антропоидов программа агрессивного поведения – древнейшая. И важнейшая: обслуживает витальные – базовые – потребности нашего вида. И, как таковая, в свою очередь, содержит в себе истоки прочих – позднейших – самых разнообразных программ поведения, на первый взгляд не имеющих какого-либо прямого отношения к каким-либо формам агрессии.

Термин «агрессия» происходит от латинского слова aggressio — нападение. В биологии так называют поведение животных, нападающих или демонстрирующих угрозу нападения на особей своего вида, окрашенное эмоциями страха, гнева, злости и ярости.

Агрессивное поведение — деструктивно и для его субъекта, и для объекта: причиняет вред – физический, репутационный. Оно энергетически затратно: сопровождается гормональным и эмоциональным всплеском. И дискомфортно от потери внутреннего – психического равновесия.

У агрессии всегда есть причины – мотивы:

– внутренние: так называемое, аппетентное поведение, отражающее функциональную зрелость нейронных и физиологических структур биологического организма, ответственных за совершение агрессивных актов;

– и внешние: наличие признаков конфликтных ситуаций в отношениях особей некоторой популяции или между популяциями, провоцирующих переход этих отношений в агрессивные формы споров и борьбы за ресурсы, доступ к которым имеет витальное значение.

Термин «агрессия» используется в более узком смысле – за пределами биологии – при описании политических событий жизни разнообразных социумов. Здесь это — понятие из лексикона политологии и современного международного права, характеризующее любое незаконное, с точки зрения Устава ООН, применение силы одним государством против территориальной целостности или политического суверенитета другого государства.

Виды и формы проявления агрессии.

Агрессия – сложный поведенческих комплекс. Он бывает направлен вовне и внутрь субъекта – источника агрессии, совершается во времени – постепенно вызревая внутри «агрессора» и, совершив некоторую работу, затухает. На ранних стадиях созревания агрессивности формируется некоторое неудовольствие, смутное ощущение нужды, зависти, ревности, оскорбленности, желание мести… Позже, будучи разумно осмысленным, оно превращается сперва в ясно осознанный сенсорный образ – самой потребности, а позже – объекта ее удовлетворения. Впоследствии, выраженный вербально, как идея – стратегия овладения искомым и программа достижения поставленной цели, он включает осмысленный конкретный виртуальный образ цели агрессивного поведения и систему (план) последовательных поступков и операций по овладению ею, а также образ совокупности разнообразных последствий, вызванных его действиями.

Агрессия может быть адресована:

– непосредственно «препятствию удовлетворения потребности» – его физической форме (оболочке) – с целью причинения травматического ущерба или полного ее разрушения,

– либо условиям существования этого препятствия, устранение которых ликвидирует само препятствие.

Уровень физической агрессии в конечном итоге зависит от генетических факторов: от восприимчивости рецепторов гормонов-андрогенов, которая определяется длиной последовательности цепочки повторов триплетов CAG (Цитозин—Аденин—Гуанин) в гене рецепторов андрогенов.

При наличии у «препятствия» собственной психики, агрессия может быть нацелена на причинение ему психической травмы и совершаться в формах символических – образной и вербальной – адресованных психике препятствия: оскорбительных рисунков и карикатур, угроз, криков, ругани, проклятий, шельмующих песен, танцев, пантомимы…

Агрессивными являются также действия, направленные на дискредитацию объекта агрессии в общественном мнении, формирование его негативного образа: сплетни, злобные шутки, анекдоты, ложь, безосновательные обвинения.

Разнообразные формы неповиновения источникам власти и управления: бойкот, забастовка, кампания гражданского неповиновения, митинг, восстание – тоже проявления агрессии, адресованной не физическим субъектам, а целой системе исторически сложившихся социальных отношений, приводящей к деформации ее структуры и источников.

Агрессивную ответную реакцию самого широкого диапазона: от физического насилия – до ответных провокативных символических издевательств и провокаций – могут вызвать попытки деформировать сложившиеся основы духовной идентификации субъекта: картину мира, мировоззрение, религию, уважительное отношение к памяти предков, субъективно сформированные личные идеалы…

Садизм – стремление породив тотальный страх всецело подчинить живое существо своей власти, сделав его беспомощным объектом своей воли – имеет отношение к крайним – патологическим – проявлениям агрессии и не рассматривается у нас здесь специально.

Чисто теоретически агрессивные акты можно подразделить на:

открытые – заметные, ощутимые непосредственно объектом, на который направлена агрессия;

скрытые – неразличимые объектом агрессии и обнаруживающиеся по косвенным признакам межличностные манипуляции: стремление настоять на своём, подчинить себе других людей, обманом завоевав их доверие и подавив волю, контролировать ситуацию, используя приёмы, маскирующие агрессивные намерения: вежливость, обаятельность, привлекательность, ложь.

Хотя живьем открытые и скрытые формы агрессивных проявлений существуют в смешанном виде.

«Агрессия» — это древнейшая инстинктивная программа поведения, сформированная еще в дочеловеческом – животном мире. Она управляла жизнью наших самых далеких эволюционных предков – вплоть до рептилий включительно. И продолжает им управлять, затаившись незаметно – и в душах «братьев наших меньших», живущих вместе с нами – параллельно – в Мире Животных, съежившемся и сузившемся под натиском цивилизации «Разумных Человеков», отступающем в поисках спасительного убежища от вируса человеческого разума по всем фронтам. И в душах, переполненных видовым бахвальством, опьяненных иллюзией разумности, тоже незримо присутствует Его Величество Инстинкт. Тем более опасный и разрушительный, горделивым пренебрежением к нему со стороны человекообразных существ, опьяненных «триумфом» собственной «разумности».

Логика, законы и правила агрессивного поведения, его сценарии и результаты нерушимы и несокрушимы. Они сформулированы и записаны молекулярными знаками генетических кодов и передаются по наследству: от предков – потомкам – биологическим путем вместе с клеточным веществом в ходе таинства оплодотворения.

Феномен АГРЕССИЯ включает в себя огромный спектр самых разных психических процессов: рефлекторных реакций, ритуалов, традиций, разумных стратегий… непохожих друг на друга и по своей нейрофизиологической природе, и по динамике протекания и развития, и по задействованным функциональным органам, и по поведенческим проявлениям и формам, которые – в общий комплекс психических феноменов – объединяет:

1) это все реакции на угрозу прекращения доступа особи или популяции к жизненно важным для живого организма ресурсам,

2) это древнейшие из древних адаптивные реакции и поведение.

«Агрессия» есть унаследованная технология применения физического или психического насилия (принуждения) для удовлетворения потребностей особи некоторого биологического вида, используя ресурсы, принадлежащие иной особи того же вида или используя для этого саму иную особь в качестве живого инструмента.

Существует ряд естественных и очень разных поведенческих программ, где формы их проявления провоцируют ошибочно отнести их к «агрессивному поведению». Например, сугубо пищевая программа нападения на субъекта, находящегося в общей пищевой цепочке: охота льва на буйвола…

«Охота» — особая поведенческая программа, не имеющая ничего общего с «агрессией». Последняя имеет место исключительно в рамках одного вида и выражает собой отношения особей, принадлежащих к одному и тому же виду, соперничающих за конечные ресурсы, имеющие ценность исключительно для данного вида.

«Агрессия» — это психическое состояние, в форме которого два животных одного вида в конкуренции за ресурс (территорию, пространство, пищу, самку…) замещают драку виртуальными формами соперничества, перенося конфликт во «внутренний план». При этом символически – демонстративно – используются фрагменты поведения из стадии подготовки драки:

1) позы угрозы, преувеличивающие размеры животного,

2) демонстрируют само оружие (зубы, когти, рога, шипы) и владение технологиями их использования: щелкают зубами и клювом, роют копытом, когтями или клювом землю, рвут траву, ломают палки, смотрят в глаза противнику выкаченными глазами (как бы оценивая расстояние для решающего прыжка или удара), рычат, шипят, ревут, воют.

3) Если противники равноагрессивны, они будут долго держать друг друга в напряжении. Когда же чья-то психика не выдерживает, чтобы отменить эскалацию агрессивности победителя, побежденный принимает позу подчинения и покорности: размеры уменьшаются, в глаза не смотрят, издают (младенческий) писк, визг, причитания, подставляют победителю самые уязвимые места для атаки.

При виде позы подчинения победитель умиротворяется и может заменить действительное избиение ритуальным — потрепать за волосы, похлопать лапой, толкнуть, ущипнуть, обгадить.

Кровопролитная стычка собратьев по виду, угрожающая сообществу потерей конкурентоспособности в отношении иных коллективов ввиду лишения двух боевых единиц – самых активных самцов, замещается психологической дуэлью, где побеждает более выдержанный, более волевой, более уверенный в себе и более агрессивный (легко приходит в ярость, может долго и часто угрожать, устойчив к чужим угрозам), но не более сильный и не более умный.

Существуют особые – врожденные – факторы, способствующие развитию агрессивных реакций:

– обостренная эмоциональная восприимчивость: склонность испытывать неудовлетворённость, обиду, дискомфорт;

– склонность к импульсивным поступкам из-за неразвитости культуры разумного мышления;

– болезненная интерпретация любых неоднозначных стимулов как враждебности.

Полученный с раннего детства опыт наблюдения и переживания агрессивного поведения родителей посредством психических «механизмов» импринтинга, суггестии и эмпатии также способствует выработке привычки агрессивного отношения к любым собственным проблемам.

Агрессия – это программа адаптивного поведения, обеспечивающая доступ к жизненно важным ресурсам, в разной степени присущая всем животным и, в том числе, человекообразным, среди которых есть более агрессивные и менее агрессивные.

Агрессия имеет свойство накапливаться, если долго нет объекта для сброса ее накопившейся энергии. Тогда-то и случаются внезапные и ничем вроде бы не мотивированные конфликты, скандалы и потасовки.

Агрессия может переадресовываться и таким образом затухать. Как когда человек в ярости стучит кулаком по столу или, вернувшись с работы, ругается в кругу семьи вместо кабинета начальства…

Агрессия есть также механизм установления доминирования в социальной иерархии. Что, косвенно, обеспечивает преимущества в доступе к витальным ресурсам.

В любой группе животных так же, как и в человеческом коллективе, быстро устанавливаются отношения доминирования-подчинения. При этом вовсе не обязательно, чтобы иерархические отношения устанавливались в кровавых стычках – в подавляющем большинстве случаев достаточно демонстрации агрессивности, а иногда и этого не требуется: вспомните, как иногда, знакомясь с некой личностью, вы по выражению лица, улыбке, прищуру глаз и манере ходить каким-то непостижимым образом угадываете, что перед вами – лидер. И с этим нужно либо смириться и принять (подчиниться) или вступать в соперничество. Причем лидер-доминант вовсе не обязательно самый сильный, и даже не самый умный и опытный… Но он непременно: обладает могучей волей:

– устойчивой психикой способной выдерживать любую конкуренцию,

– не сомневается в своем лидерстве,

– быстро оправляется от поражений,

и имеет повышенный уровень агрессивности.

(Продолжение следует)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор записи: didaktnik

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *