3. АКТУАЛЬНОСТЬ И НЕСВОЕВРЕМЕННОСТЬ (КОНФЛИКТНОСТЬ) В.Ф.ШАТАЛОВА И ЕГО ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

ЭХ, ЕСЛИ БЫ, ДА КАБЫ.

Суть всего того, что хочу сказать ниже многими словами можно выразить предельно коротко: эх, не здесь бы – не в этой стране – и не теперь возникнуть бы Шаталову с его дидактикой!

Но Кто-то, Кто управляет всем этим безобразием, творящимся на планете Земля почему-то решил иначе. Почему (?) – не нам судить. Не с нашими мозгами.

И все же попробуем разобраться: почему великолепная дидактическая система – лаконичная, логичная и экономнейшая: экономящая уникальное и бесценное время детства; чудотворная, потому что возможность научить КАЖДОГО ребенка, возможность доступная любому заинтересованному и специально обученному взрослому человеку, что убедительнейшим образом неоднократно было доказано в ходе полувекового эксперимента в масштабах гигантской многонациональной и многомиллионной страны, есть величайшее и до сих пор необъясненное никем ЧУДО, вдруг в итоге стала трагедией всей жизни замечательного человека и не только его одного, но и всей страны, всех ее детей и их родителей. Почему, в конце концов, после конфликтов и скандалов, успехов и склок, побед и признаний на самом высоком – академическом и государственном – уровне дидактика Шаталова ушла в небытие вместе с ее Автором? Ушла за ненадобностью (!?) и неактуальностью (!?), ввиду ее совершенной неприменимости в сложившейся социальной системе отношений и непримиримости с государственностью, где дети не нужны их родителям, находящим цели и смыслы жизни где угодно, но только не в своих семьях и не в собственных детях. Где дети и люди вообще нужны только ссученной бесчеловечной державе, как подопытный расходный материал для лабораторных испытаний сомнительных вакцин, как пушечное мясо, как источник налогообложения и рабочая скотина, как … что угодно, но только не, как Человеки сами по себе – представители уникального биологического вида, в имени которого участвует понятие «разум». Видимо по ошибке.

Дидактика Шаталова – революционна. Ее естественное внедрение – без привычного российского вековечного административного хамства – «поломай-через-колено» – и без, упаси Бог, каторжной принудиловки – гарантировало, что бесконфликтно, как бы само собой, путем обучения в педвузах, с помощью переподготовки учителей на системных курсах повышения квалификации страна, без особых дополнительных капиталовложений, получит обновленный учительский корпус, способный НАУЧИТЬ ВСЕХ психически нормальных детей. Обращаю внимание на слово «бесконфликтно», означающее, что вовсе не требовалось принудительно вводить дидактику Шаталова, запрещая и ставя вне закона ее конкурентов. Она сама легко прокладывала себе дорогу в конкурентном поле альтернативной педагогики просто потому, что облегчала труд учителя, насыщала его оптимизмом и уверенностью в себе и в своих детях («мы это можем!»), позволяла ежедневно вновь и вновь переживать радость полезного созидательного труда, ощущение собственного профессионального роста и могущества, неотъемлемое от переживания и понимания развивающихся способностей и возможностей своих учеников. Какой же настоящий педагог не захотел бы поработать с такой поразительной эффективностью!? И кого из них нужно было бы силком принуждать овладевать шаталовской методикой?

Рядом с Шаталовым в пространстве отечественного просвещения работали сотни и тысячи неизбалованных рекламой и публичностью не менее замечательных педагогов, чьи методики преподавания и обучения не уступали шаталовской. Но и не противоречили ей. Ведь сколько разных детей, столько должно быть и разных хороших учителей. Вот только им бы помочь найти друг друга. Чем и положено было бы заниматься державе и ее специальным ведомствам. Но только не в этой стране.

Обмен и взаимообогащение творческих учителей опытом развития детского интеллекта через специальные информационные ресурсы– тема особого – самостоятельного разговора. Она укладывается в общую тематику наших размышлений о судьбах отечественного просвещения, но уводит в сторону от системы развивающего интенсивного обучения Шаталова. Потому мы ее здесь касаемся лишь походя, но не развиваем подробно.

Продолжая наши маниловские фантазии, задумаемся, каких высот достигли бы – экономика страны, ее обороноспособность, здравоохранение – вся ее многообразная жизнь, если бы лет через 15 – 20 отечественная школа стала бы стабильно и неуклонно – с конвейера – выпускать в жизнь сотни тысяч обученных самостоятельному и творческому мышлению, высочайше образованных трудолюбивых воспитанных подлинным учебным трудом молодых людей? Как расцвела бы наша страна?! Без революций и потрясений. Ведь умный, образованный и сообразительный человек всегда найдет правильный способ добиться своего без насилия, принуждения и скандалов, которыми перенасыщена позорная и кровавая история моей несчастной страны, руководимая по сей день троечниками и босяками.

Конфликт – источник жизни. Философы называют конфликт «противоречием» диалектических противоположностей, движущим развитие жизни. Если нужно подчеркнуть свойства источника или участника конфликта, стимулирующие к развитию и его сторон, и окружающей среды, используют термин «конструктивное» или «диалектическое противоречие».

Конфликт – всегда скандал и возмущение, всегда протест: кого-то против чего-то или еще кого-то. Вырастет ли он до уровня источника диалектического развития конфликтующих сторон или так и останется пошленьким скандальчиком, размазывающим обывательские грезы-слезы по кафелю и прочей керамике ванной комнаты или по стенкам стакана, – зависит от участвующих сторон.

Трудно вообразить себе нечто более конфликтное в отечественной педагогике, нежели дидактическую систему В.Ф. Шаталова. А заодно и его самого. За что и любим был журналистами – ловцами сенсаций и скандалов. Буквально до последних дней своей жизни. Каких только конфликтов вокруг Шаталове ни клубилось?! От профессиональных – до политических. О конфликтах личных и в кругу семьи не говорю – не мое собачье дело. Хотя и там все бурлило и кипело. Вплоть до последнего вздоха.

Истоки трагедийности судьбы и самого Виктора Федоровича Шаталова, и его дидактической системы интенсивного развивающего обучения – в их органической несовременности и несвоевременности и потому конфликтности всей своей формой и сутью профессиональной и социальной среде, в которых и сам Шаталов, и его детище сформировались и существовали все эти годы. И которые, в конце концов, доконали и замечательную дидактическую технологию, и – на 94 году жизни – несгибаемого скандально гениального старика.

(Продолжение следует)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор записи: didaktnik

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *