АГРЕССИВНОСТЬ И ВОИНСТВЕННОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ. Часть 1.

3. ДОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ (ДОРАЗУМНАЯ) ЖИВОТНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ.  АГРЕССИВНОЕ БЕЗУМИЕ.

3.1. КРАТКИЙ ОЧЕРК ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕГО КОМПЛЕКСА ЖИВОТНОЙ ПСИХИКИ ГОМИНОИДОВ.

30 млн. лет назад существовало некое животное, от которого позже произошли и нынешние человеки, и теперешние обезьяны – общий предок приматов и человекообразных. Приспосабливаясь к меняющимся условиям среды обитания, представители этого исчезнувшего животного вида менялись, постепенно приобретая качества, всё более делающие их похожими на людей: прямохождение, стабильные составы сообществ с более прочными социальными связями, невиданная у «обыкновенных» животных забота о потомстве, более развитая система общения и взаимопомощи…

Где-то около 9-8 млн.лет назад таких новых, не свойственных обыкновенным животным, качеств накопилось так много и они так отличались от «чисто» животных, что появились основания отнести их обладателей к особому биологическому виду т.н. «гоминоидов» или «гоминид». Сегодня у него еще нет единого названия: разные ученые именуют его по-разному, беря за основу разные признаки, кажущиеся им более или менее важными в определении его сущности. Мы условно назовем его представителей «ПИТЕК-АНТРОП» (ОБЕЗЬЯНО-ЧЕЛОВЕК), имея в виду, что в его анатомии, физиологии, генетике и поведении причудливо соединились свойства и повадки, характерные, как для обезьян, так и для будущих людей.

На каждой стадии эволюции гоминид (человекообразных приматов) для адаптации к изменявшимся условиям среды обитания возникали новые программы инстинктивного поведения. Они «наслаивались» на прежние, не отменяя их, а дополняя, усложняя, конфликтуя — тормозя и перемешиваясь с ними.

На ранних стадиях эволюции у гоминид не было ни Разума, ни Воли. Поэтому они не могли сознательно выбирать среди унаследованного разнообразия поведенческих моделей экземпляры, необходимые в той или иной конкретной ситуации. Выбор и употребление варианта поведения осуществлялся стихийно и случайно — «сам по себе». Случайно одни наши предки больше и лучше заботились о своих детенышах, чем о самих себе… и потому оставляли после себя больше наследников — жизнеспособных продолжений популяции и вида. Так же случайно другие предпочитали больше заботиться о себе любимых, чем о своих детенышах (первобытные «нарциссы» и «чайлдфри») … и не оставляли после себя жизнеспособного потомства.

«Слепую» игру случайностей, длящуюся миллионы лет, в ходе которой выживали (оставляли после себя потомство) носители ПРАВИЛЬНЫХ и ХОРОШИХ – с точки зрения интересов всего вида – поступков и не выживали (не оставляли после себя потомства) носители НЕПРАВИЛЬНЫХ и НЕХОРОШИХ – с точки зрения интересов всего вида –поступков называют ЕСТЕСТВЕННЫМ ОТБОРОМ.

В течение 30 млн. лет постепенно, ценой невообразимо многочисленных жертв, которые те самые наши далекие и давние предки отнюдь не воспринимали, как жертвы, ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР переформатировал инстинктивный — животный тип отношений особей в разумный — человеческий.

800 тыс лет назад промежуточные (переходные) между приматами и человеком существа — питекантропы СЛУЧАЙНО научились искусственно (произвольно) придавать материальным предметам новые полезные свойства, которыми эти предметы изначально не обладали. Это свидетельствует о появлении в их психике новообразований — духовных, виртуальных образов изделий, не имеющих своего материального воплощения в настоящем, но способных (в умелых руках) обрести его в будущем. Такие психические феномены можно назвать ЗАРОДЫШАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ, а процесс их порождения — ЗАЧАТКАМИ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ. С них начинается отсчет истории человеческого Разума, как способности априорно — до опыта – воплощаться в сенсорно воспринимаемой и материально преобразующей или материально конструирующей деятельности и в одном лишь воображении (виртуально) создавать более или менее сложные образы явлений и предметов, которых еще не существует «на самом деле» — в материальном воплощении и которые еще не представлены в живом сенсорном восприятии.

Около 50 тыс лет назад сформировался физиолого-анатомический облик вида Человек Разумный. Внешне это были совершенно современные люди, но еще без культурного опыта, который предстояло накопить, выразить и закрепить в знаковых системах (речь, язык, письменность…) в последующие 50 тыс лет.

На этом рубеже заканчивается История Инстинктивной Психики Человека и начинается История его Разумной Психики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор записи: didaktnik

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *