АГРЕССИВНОСТЬ И ВОИНСТВЕННОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ. Часть 1.

3. ДОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ (ДОРАЗУМНАЯ) ЖИВОТНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ. АГРЕССИВНОЕ БЕЗУМИЕ (продолжение).


3.7. ИЗБЫТОЧНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА.

Избыточная агрессивность человекообразных — результат внутривидового отбора в течение палеолита. Став вооруженными, одетыми и социально организованными, люди преодолели голод, холод, угрозу диких зверей, утративших роль критических факторов отбора. Движущим фактором отбора с тех пор стала война враждующих представителей соседних популяций своего вида, способная развить “воинские доблести”. Агрессия становится мотором и “мотивацией” иных форм социального поведения.
Социальный порядок.
В популяции социальных животных агрессия устанавливает и поддерживает ранговый порядок:
• каждый знает, кто сильнее, и кто слабее его,
• каждый может без борьбы отступить перед более сильным и может ожидать, что более слабый, в свою очередь, отступит перед ним, соблюдая “порядок клевания”, регулирующий распределение ресурсов в популяции адекватно социальному статусу и значению особи в жизни сообщества.

Агрессия и ранговый порядок формируют в сообществе иерархическую структуру властных отношений управления-подчинения, сообщающую ему прочность и устойчивость в разнообразных испытаниях. Отношения власти изначально предназначались для:

1) обеспечения повиновения = исполнительской дисциплины – абсолютного подчинения персональной воли особи – воле доминанта и лидера (вожака-вождя, олицетворяющего волю и интересы популяции), необходимого в критических ситуациях неопределенности и неожиданности стихийных бедствий, когда принятие единственно верного ответственного решения – судьбоносно. Как и абсолютное повиновение вожаку в ходе его (решения) исполнения.

2) Смягчения соперничества и противоречий вокруг распределения и перераспределения коллективных и персональных ресурсов.

3) Организации солидарной кооперации и сотрудничества в ходе исполнения общественно значимых работ.

4) Защиты слабых. Каждая особь стремится повысить свой ранг – место в социуме относительно остальных его членов, связанное с некоторым ассортиментом обязанностей и прав (привилегий). Поэтому между непосредственно выше- и нижестоящими всегда возникает враждебность. Особи высокого ранга вмешиваются в ссоры нижестоящих на стороне слабейших. Тем самым они приобретают их «признательность» и «благодарность», способную конвертироваться в союзническую поддержку и содействие в моменты соперничества с конкурентами за повышение или сохранение социального статуса. Подобные отношения особей в популяции несут в себе зачатки политических функций, вовлекая всех членов сообщества в соперничество за власть.

5) Демонстрации образцовых моделей идеального поведения с целью их имитации (обучение) молодняком. Выразительные движения индивида высокого ранга члены стаи воспринимают серьёзнее (как знаки), чем движения особи низкого ранга. На испуг молодой особи остальные, особенно старшие, почти не обращают внимания. Если же тревогу выражает старый самец, все обращаются в бегство.

Чем выше вид животных на «ступенях лестницы эволюции», тем больше значение индивидуального опыта и обучения, носители которых – старые животные. Совместная социальная жизнь наиболее «умных» млекопитающих позволяет передавать во времени индивидуально приобретенную информацию с помощью традиции. Совместная социальная жизнь развивает способность к обучению. Долгая жизнь – за пределами периода способности к размножению – приобретает ценность для сохранения вида.

У оленей предводительницей стада бывает дама преклонного возраста, которой материнские обязанности давно уже не мешают выполнять ее общественный долг.
Шимпанзе подражают только собратьям более высокого ранга.

Стадо павианов управляется “коллегией” престарелых самцов, которые поддерживают свое превосходство над более молодыми и гораздо более сильными членами стада тем, что всегда держатся вместе — а вместе они сильнее любого молодого самца.

Благодаря агрессии:

  • внутри обособленной популяции вида биотоп распределяется так, чтобы каждая особь была обеспечена жизненно необходимыми ресурсами,
  • рождается жизнеспособное потомство – от лучших отцов и лучших матерей,
  • обеспеченное (вместе с самками) защитой и ресурсами, необходимыми для выживания и развития,
  • в нестандартных ситуациях небывалых испытаний и кризисов принимаются и непременно исполняются мудрые безошибочные решения, необходимые сообществу,
  • уникальный опыт выживания и разрешения нестандартных проблем накапливается авторитетными пожилыми особями и транслируется во времени последующим поколениям популяции.

Биологическая цель агрессии не уничтожение конкурента – собрата по виду, хотя, в ходе поединка возможен несчастный случай, а оптимизация внутривидового отбора: упорядочивание социальных взаимодействий, отбор лучших и полезнейших, накопление и передача опыта.

В неестественных условиях (в искусственно созданной неволе) агрессивное поведение может привести к противоестественному убийству представителя своего вида.
В естественных условиях ближний, провоцирующий у нас агрессивность, не пробуждает желания его убить. Мы хотим лишь, чтобы он признал наше физическое или духовное превосходство. Хотя его избиение, принуждающее к признанию доминантности своего статуса, может привести и к смертельному удару(!). Если в руке доминанта окажется оружие. Которое будет использовано не по назначению.

Внутривидовая агрессия — инструмент организации социальной жизни популяции, обеспечивающий ее выживание и победу в соперничестве за ресурсы – с соседними популяциями собственного вида и с представителями иных видов. Хотя в процессе осуществления агрессивного поведения может быть допущена «технологическая» ошибка (использование орудия не по назначению) и уничтожена жизнь особи своего вида. Но, причиняя зло «своему», действующая сила природы изначально стремится к добру.
Агрессия — инстинкт борьбы с собратьями по виду. В естественных условиях адекватной эксплуатации служит сохранению жизни особи, популяции и вида.
У человека, который собственным трудом слишком быстро изменил технические условия своей жизни, опоздав сотворить адекватные техническому прогрессу технологии обуздания агрессивного инстинкта, может такой «прогресс» может обернуться губительными последствиями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор записи: didaktnik

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *