АГРЕССИВНОСТЬ И ВОИНСТВЕННОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ. Часть 2.

5. ПРИЧИНЫ ИСКАЖЕНИЯ И ДЕФОРМАЦИИ ИНСТИНКТА АГРЕССИИ У ЧЕЛОВЕКА. ПРОПОВЕДЬ СМИРЕНИЯ.

Большинство людей больны высокомерной гордыней. Им хочется видеть себя центром мироздания, не принадлежащим к остальной природе, а противостоящим ей как нечто, по сути, иное и высшее. Своего высшего предела эта гордыня достигла в религии, провозгласив человека образом и подобием Бога.

Четыре препятствия мешают человеку познать себя:

1. Незнание истории собственного становления. Мы бессознательно ужасаемся карикатурному сходству с шимпанзе. Шимпанзе выглядит смешно, вульгарно, отвратительно и отталкивающе, как может выглядеть лишь совершенно опустившийся человек. Горилла, орангутанг — более далёкие родственники — не внушают столь негативных эмоций. Общие предки человека и шимпанзе по уровню развития были гораздо выше нынешних шимпанзе.

2. Эмоциональная антипатия признания зависимости от законов естественной причинности. Размышления о всеобщей причинной предопределенности искажаются потребностью в иллюзии свободы воли и в мотивации поведения высокими (моральными) целями.

3. Деление мира на непостижимый внешний мир вещей, безразличный к ценностям и постижимый внутренний мир человека, единственно ценный.
Главная опасность в негармоничном развития познания:
1) разумное овладение физическими процессами и
2) неспособность рационально направлять социальные процессы из-за непонимания их причин, вследствие высокомерного тормоза самопознания.

Если человечество бессильно перед патологическим разложением социальных структур, если оно, с атомным оружием в руках, в социальной жизни не умеет себя вести разумнее животных, то это обусловлено высокомерной переоценкой и исключением себя из числа природных явлений.

Люди отказываются от самопознания. Они сожгли Джордано Бруно, когда он сказал им, что они вместе с их планетой — всего лишь пылинка среди бесчисленных облаков других пылинок. Когда Чарлз Дарвин открыл, что они одного племени с животными, они с удовольствием убили бы и его; во всяком случае, попыток заткнуть ему рот было более чем достаточно. Когда Зигмунд Фрейд попытался проанализировать мотивы социального поведения человека и объяснить его причины, — хотя и с субъективно-психологической точки зрения, но вполне научно в отношении методики и постановки проблем, — его обвинили в недостатке благоговения, в слепом материализме и даже в порнографических наклонностях.

Человечество защищает свою самооценку всеми средствами; и ему давно пора смириться и попытаться устранить созданные высокомерием препятствия на пути самопознания.
Легко примирить людей с тем, что они — часть природы и закономерно возникли в ходе её естественного становления, если показать им, насколько Вселенная велика и прекрасна, насколько достойны благоговения царящие в ней законы. Человек, достаточно знающий об эволюционном становлении органического мира, не может внутренне сопротивляться осознанию того, что и сам он обязан своим существованием этому величественнейшему из всех природных явлений.

Достоверность учения о происхождении видов, многократно превышает достоверность всего нашего исторического знания. Все, что нам сегодня известно, беспрепятственно вписывается в это учение, ничто ему не противоречит, и ему присущи: объяснительная сила, поэтическая красота и впечатляющее величие.

Кто усвоил это во всей полноте, тот не может испытывать отвращения ни к открытию Дарвина, что мы с животными одного племени, ни к идее Фрейда, что нами все еще руководят такие же инстинкты, какие управляли нашими дочеловеческими предками. Напротив, сведущий человек почувствует лишь благоговение перед достижениями разума и ответственной морали, которые вошли в этот мир с появлением человека и могли бы дать ему силу укротить животное наследие в самом себе, если бы он в своей гордыне не отрицал само существование такого наследия.

4. Почтение к предкам, как основание неприятия эволюционного учения. Человеческая родословная имеет 256 поколений. Среди наших предков немного таких, которыми можно было бы похвалиться.

Древние формы — предпосылка более развитых потомков, но потомков нельзя вывести из исходных форм или предсказать по свойствам этих форм. То, что из динозавров получились птицы или из обезьян люди, — это в каждом случае исторически единственное достижение эволюции, которая хотя и направлена в целом к высшему, но во всех деталях определяется случайностью, т. е. множеством побочных причин, которые в принципе невозможно охватить во всей полноте.

Попробуйте хотя бы мысленно лишить жизни по очереди: кустик салата, муху, лягушку, морскую свинку, кошку, собаку и, наконец, шимпанзе. По-разному трудно даются такие убийства на разных уровнях жизни из-за запретов, основанных на различной ценности для нас этих различных уровней жизни.

Возникновение высшей формы жизни из более простой предшествующей означает для нас приращение ценности.

Возникновение жизни самое загадочное из всех событий. Жизнь суть процессы физические и химические и объяснимы естественным путем. Но это не только химические и физические процессы. Это ещё нечто совершенно иное, где физические и химические процессы выполняют функции самосохранения, саморегулирования, сбора информации и воспроизведения необходимых для всего этого структур.

Кто знает историю животного мира, тот может оценить уникальность человека, как высшего достижения, но ещё не «последнего слова» эволюции. Возводить в абсолют и объявлять венцом творения сегодняшнего человека — это самая кичливая и опасная из всех догм. Считая человека окончательным подобием Бога, я ошибусь в Боге. Но если я не забываю о том, что совсем недавно (с точки зрения эволюции) наши предки были обыкновенными обезьянами из числа ближайших родственников шимпанзе, то я могу надеяться (!), что из людей может еще возникнуть нечто лучшее и высшее. Связующее звено между животным и подлинно человечным человеком это мы!

Первое препятствие к человеческому самопознанию — отрицание нашего происхождения от животных — основано на незнании или непонимании сущности органического творения. Просвещение может его устранить.

Устранить антипатию к причинной обусловленности мировых процессов труднее. Её корень — заблуждение, будто процесс, который причинно определен, не может быть не направлен к некоторой цели. Во Вселенной существует множество не целенаправленных явлений, в отношении которых вопрос “зачем?” не имеет смысла. Но нет явления, к которому был бы неприложим вопрос о его причине: «почему?».

Вопрос “зачем?” имеет смысл там, где части общей системы специализировались при разделении труда на выполнении различных, дополняющих друг друга функций. Невозможно догадаться, почему у кошки острые когти, не поняв зачем они ей (лазание по вертикальным поверхностям, ловля мышей — специальные функции, для которых они созданы).

Целевое и причинное рассмотрение жизненных процессов имеют смысл в совокупности. Если бы человек не стремился к целям, то не имел бы смысла вопрос о причинах: если нет понимания причинных взаимосвязей, он бессилен направить события к цели, как бы хорошо он ее ни представлял.

Людей мучит безрассудный страх проникновения в причины явлений и разоблачения иллюзии свободы воли. Понимание физиологических причин собственного поведения не отменяет способности человека вносить изменения в то, чего он хочет. Свобода воли не означает неограниченности человека никакими законами: “могу всё, что захочу”.
“Неопределенность” событий в физическом микромире, “беспричинные” квантовые скачки были истолкованы, как теории, подводившие фундамент физического детерминизма под веру в свободу воли, которой оставляли роль игральной кости, выпадающей чисто случайно.

Свободная воля не означает тиранического произвола человеческого индивида и абсолютной власти над его поступками. Она подчинена законам морали, и стремление к свободе существует, чтобы препятствовать нам подчиняться не этим, а другим законам.

Знание естественных причин собственного поведения приумножает возможности человека и даёт силу претворить свободную волю в поступки. Но это знание не ослабляет его стремления.

Убеждение, будто естественно объяснимое лишено какой бы то ни было ценности — следствие идеалистического разделения мира на две части.
Причины переоценки непознаваемого:
• страх перед причинностью;
• бессознательное опасение, что причинное постижение природы может лишить ее божественности, усиливающееся благоговением перед красотой и величием Вселенной. Если нечто можно объяснить естественным образом, им можно и овладеть: и вместе с его непредсказуемостью пропадает ужас. Из молнии, которую Зевс метал по своему непостижимому произволу, Бенджамен Франклин сделал электрическую искру, и громоотвод защищает от нее наши дома.

Подсознательная решимость не подвергать естественному объяснению то, что достойно почитания. Препятствие к исследованию — произвольно проводимая граница между познаваемым и не познаваемым.
1) Многие исследователи природы испытывают такое благоговение перед жизнью и ее особенностями, что проводят границу у ее возникновения. Они предполагают особую жизненную силу, некий направляющий интегрирующий фактор, который считается не нуждающимся в научном объяснении и не поддающимся ему.
2) Другие проводят границу там, где, по их ощущению, человеческое достоинство требует прекратить все попытки естественного объяснения.

Природа после научного объяснения никогда не оставалась в положении разоблаченного ярмарочного шарлатана, потерявшего репутацию волшебника; естественно-причинные взаимосвязи всегда оказывались более великолепными и заслуживающими большего благоговения, чем самые красивые мифические толкования. Кто понимает природу, тот не нуждается в непознаваемом, сверхъестественном, чтобы быть в состоянии испытывать благоговение. Для него существует лишь одно чудо, и состоит оно в том, что решительно все в мире, включая наивысший расцвет жизни, возникло без чудес в обычном смысле этого слова. Потому что Человек — частица Вселенной. Его поведение подчинено законам Природы. Следовательно, причинность не противоречит свободной воле и, стало быть, нет и быть не может никаких оснований для духовного высокомерия человека. А нравственный закон (этика), упорядочивающий отношения человекообразных особей — не есть нечто данное a priori, a нечто возникшее в ходе их естественного становления.

Литература об инстинктивных формах человеческого поведения и, в том числе, агрессии:

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПОРЯДОК И ХАОС. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ФОРМЫ И ЗАКОНЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ:
1) https://didaktnik.ru/socialnoe-povedenie-porjadok-i-haos/
2) https://didaktnik.ru/socialnoe-povedenie-porjadok-i-haos-2/

О СООТНОШЕНИИ ИНСТИНКТОВ И РАЗУМА: https://didaktnik.ru/o-sootnoshenii-instinktov-i-razuma/

ДО-РАЗУМНЫЕ (ИНСТИНКТИВНЫЕ) ОСНОВЫ ПСИХИКИ РЕБЕНКА-1: https://didaktnik.ru/glubinnye-tajny-razvitija-rebenka-do-razumnye-instinktivnye-osnovy-psihiki-rebenka-1/

РАЗУМ ПРОТИВ ИНСТИНКТА: https://didaktnik.ru/razum-protiv-instinkta/

К. Лоренц. «Так называемое зло»
Б.Ф. Поршнев. «О начале человеческой истории» (Проблемы палеопсихологии)
Ю.М. Плюснин. «Биосоциальная эволюция»
А. И. Протопопов, А.В. Вязовский. «Инстинкты человека (попытка описания и классификации)»
Д.Мак-Фарленд. «Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция».
А. Зорина, И. И. Полетаева. «Зоопсихология. Элементарное мышление животных».
А. Марков. «Эволюционные корни добра и зла: бактерии, муравьи, человек».
М. Бутовская. «Эволюционные основы агрессии и примирения у человека».
Л.С. Выготский. «Лекции по психологии детского возраста».

Примеры агрессивности:
Война Армении с Азербайджаном: расстрелы «мирняка»: https://youtu.be/m2xt-MBtm_g

Маньяк и убийца мирных людей Басаев: https://lenta.ru/articles/2020/10/26/basaev/?utm_medium=social&utm_source=facebook&fbclid=IwAR35VrPkJrGfj7OE1TFKKxYAKrX2qGAeTcweBl4ecghmhpvMQupRoDJ5jPM

Агрессия государства в интересах мировых спекулянтов и Фармы против населения: https://youtu.be/RLRDYwltiWk

Протесты в Рязани: https://youtu.be/SRYLLV8j51Y

Протесты в Белоруссии: https://youtu.be/ZmXg-HXlteQ

Режут головы, защищая пророка Мухаммеда: https://youtu.be/JKr2LzjsErw

Рабочие захватили администрацию порта Владивосток: https://youtu.be/hH3ELPCrUiA

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор записи: didaktnik

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *