ДЕМОНЫ ПЕДАГОГИКИ

У ворот в царство Педагогики – стража: демоны – Импринтинг, Суггестия и Эмпатия.

Импринтинг показывает, как надо.

Суггестия внушает: делай, как я.

Эмпатия сочувствует неумехам. И вынуждает Учителя показывать вновь и вновь идеальные образцы исполнения дидактического алгоритма. Пока «изделие» не приблизится к оригиналу.

Эмпатия каверзна. По ее воле неумехой может оказаться не только тот, кого учат, но и тот, кто учит.

И как тогда? Кому кого жалеть?

Хотя жалеют нечасто. Причем в обе стороны. Особенно в последнее время. Ведь учить больше не миссия. Капитализм! А, значит, безжалостно дерем деньги друг с друга: ничего личного, просто бизнес.

В прежней школе жалость естественно выделялась организмами педагогов, если хватало ума и совести вообразить: что творится в душе маленького растущего человечка, чья душа болезненно восприимчива и ранима в силу своего беспрестанно становящегося самопреобразования. В нынешней школе – ум и совесть учителей лишь средства капитализации ресурсов человека. Ничего более. Поэтому жалость, сочувствие, сопереживание – отныне неэкономное растранжиривание энергии, отвлечение личных ресурсов от зарабатывания денег.

Не то, чтобы жалость вовсе изжита русским капитализмом. Но приобрела иное качество, превратившись в одного из посредников на пути денег за педагогические услуги в карманы педагогов. К примеру, если лет тридцать назад в Советской школе, разумеется, не всякий, но хороший учитель, каких тогда было немало, жалел маленького неумеху, то у нынешних жалость и сочувствие к учащемуся заместились переживаниями по поводу неуспеваемости, как причины потери части жалования, а то и вовсе работы. И это становится стимулом экзистенциального разворота печалей и переживаний педагога – с ребенка на себя самого.

Трудно представить себе, если не учил никого сам, как жалко бывает самого себя Учителю (учителю?), когда показал-объяснил-рассказал-нарисовал- спел-сплясал-сделал кузюку…

… А Он НЕ ПОНЯЛ!

А-а-а-а-а-а!!!

Еще раз – показал-объяснил-рассказал-нарисовал- спел-сплясал-сделал две кузюки…

… А Он ОПЯТЬ НЕ ПОНЯЛ?!

И в третий раз – показал-объяснил-рассказал-нарисовал- спел-сплясал-сделал три кузюки….

… И…! О-о, с-у-у-ука, Он все-таки так ничегошеньки НЕ ПОНЯЛ?! Опять!

И как тогда и сколько еще раз это все объяснять, дебилу деревянному, мать бы его растрикоробом, чтобы Он хоть как-то хоть что-то всосал? На каком языке? На матерном?

Беда если Эмпатия зациклится на себе. И различит «сквозь прицел» профессии лишь себя – любимого. Бывает она, вроде, старается – заботится, учит неразумных. Но на поверку это только о себе самой. Такая не научит.

А кстати, что такое – «научить»?

Может это, когда с первого раза объяснить так, чтобы непонятного и не возникло? Вовсе.

Да когда же так было? И у кого? Это уже какая-то небесная педагогика. От Господа Бога.

Или «научить» — это объяснить так, чтобы непонятное стало понятным. В конце концов. Со второго – третьего – четвертого, а хоть бы и с тридцать четвертого раза. Или сто тридцать четвертого?

Но где же взять тогда силы? И терпение? И время? Особенно если не учат, а «проходят программу»? Когда Учитель вообще не думает про чтобы поняли. А только про чтобы успеть прокукарекать. Хоть разок.

И сколько раз: три – тридцать три – сто тридцать три – тысяча сто тридцать три … нужно объяснять одно и то же ОДИНАКОВО (!), чтобы в конце концов понять самому, что если цель: БЫТЬ ПОНЯТНЫМ РЕБЕНКУ, если тот не понял с первого раза, нужно сразу что-то менять в объяснениях. А, значит, в самом объясняющем. И, если не поможет – самого объясняющего.

И тут проблема. Основная в Царстве Педагогики: готовы ли Учащие меняться сами? Насколько? Как? И что станет с СИСТЕМОЙ, если основные ее детали станут меняться? Всякий раз, когда непонятно? А непонятно будет столько раз, сколько учеников. Ведь каждый – Вселенная. Неповторимая. Непохожая. И это уже не поэзия философии. Это – проза дидактики.

– Учить – это сперва «делай, как я».

– Позже – «делай, как я, но по-своему».

– Чтобы, в конце концов, – «делай, как только ты сам сможешь, и больше никто».

А так бывает? В школе? В этой?

Но для демонов вопросов не существует. Они на них не отвечают. И не задают.

Демоны действуют…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор записи: didaktnik

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *