ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ДИДАКТИКИ

Человеческая КУЛЬТУРА это ИНФОРМАЦИЯ. В ней собран в комплексе накопленный за тысячелетия социальной эволюции ОПЫТ удовлетворения биологическим видом “Человек Разумный” своих животных, социальных и индивидуальных ПОТРЕБНОСТЕЙ.

 

Технологии передачи этой информации во времени – из поколения в поколение – ПЕДАГОГИКА – главный инструмент развития культуры. Есть правильная педагогика — есть культура. Нет правильной педагогики — нет культуры. Не верите? – Оглянитесь вокруг. И сравните «сейчас» и «тогда» — когда наша педагогика была правильной. Хотя бы местами. И временами. А когда это было, я надеюсь, кое-кто еще помнит.

 

В передаваемой культурной информации есть:

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ, обладающее некоторой специфической структурой и в комплексе формирующее феномен КАРТИНЫ МИРА (далее — КМ), которая воплощается и содержится на:

 

А) ЕСТЕСТВЕННЫХ НОСИТЕЛЯХ:

  • “гены” (молекулы ДНК),
  • ансамбли нейронов (нервных клеток головного мозга)

в качестве РЕФЛЕКСОВ и ИНСТИНКТОВ — наследственных программ поведения, выработанных представителями нашего биологического вида для адаптации к относительно постоянным условиям внешней среды обитания, которая теперь — вся планета Земля.

 

Б) ИСКУССТВЕННЫХ (КУЛЬТУРНЫХ) НОСИТЕЛЯХ:

  • стихийная обиходная звуковая речь,
  • литературный язык: нормированная — оформленная особыми языковыми правилами и законами звуковая речь, бывшая — до ее осмысления и кодификации — стихийной,
  • иные формы знаковой коммуникации: мимика, пантомима, танец, алфавит-письмо, ноты, цифирь… и прочая «семиотика»,
  • игры” — формы человеческой деятельности, преследующей неутилитарные – сугубо информационные

— биологические цели: технологическая выработка и отработка наследственных программ поведения и

— культурные цели: оформление, закрепление и передача технологически оформленного социального опыта в пространстве и времени,

  • традиции и ритуалы: поведенческие комплексы, оформляющие феномены социальной памяти, передаваемые в ходе специальных «игр» и «процедур» – специфических текстов, выраженных и оформленных смешанными языками эйдетической и логической природы,
  • искусство: комплексы «текстов», выраженных образными (эйдетическими) символами и знаками низких — сенсорных — уровней абстракции, отражающими специфические фрагменты виртуальной реальности, моделирующей реальность объективную;
  • наука – комплексы «текстов», выраженных языковыми и прочими знаками высоких уровней абстракции (пиктограммы, идеограммы, иероглифы, буквы, цифры, ноты…) отражающими специфические фрагменты виртуальной реальности, моделирующей реальность объективную;
  • религия – комплексы «текстов», состоящих из образных (эйдетических) символов и языковых знаков, отражающих те или иные автономные и внутренне законченные фрагменты виртуальной реальности, моделирующей реальность субъективную…

 

  1. ФОРМА – знаковая презентация (выраженность) информационного феномена:

а) звуко-речевая: обиходный ситуативный разговор,

б) звуко-музыкальная: мелодия + ритм,

в) динамически-пластическая: танец, пантомима, мимика,

г) образно-визуальная: живопись, скульптура,

д) письменная (буквенно-цифровая): художественная литература, религия, наука.

 

  1. ТЕХНОЛОГИИ (опыт = “умения” \ ”навыки”) комбинаторных операций с информацией для трансляции ее СМЫСЛА в пространстве и времени:
  • СЕМИОТИКА: описание и исследование свойств знаков и знаковых систем и законы их использования.
  • ЛОГИКА: систематизация и кодификация информационных феноменов по принципам причинно-следственной связи.
  • ДИАЛЕКТИКА: искусство моделирования противоречивой — конфликтующей внутри себя информации.

 

ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ:

С точки зрения времени (последовательности) и источников порождения информация бывает:

1) генетическая:

  • наследственные программы поведения особи, присущие данному биологическому виду и выработанные в процессе его эволюции и адаптации к среде обитания;
  • текстуально записана «знаками» белковых химических единиц (молекул) в биологической ткани (материи) животного и человеческого организма;
  • с трудом, но поддается разумному волевому контролю и регуляции путем торможения процедуры исполнения некоторой программы поведения и замещения ее процедурой иной программы, но не отмены, не «стирания» и не перезаписи текстов;

2) ритуальная:

  • социально одобренные и принятые в данном обществе (конвенциональные) программы поведения индивида,
  • усвоенные в результате специальных педагогических усилий и процедур (воспитание, культовые таинства …) передачи социального опыта старшими поколениями младшим,
  • исторически имевшие разумный смысл, но, нередко, его утратившие в новых экологических или исторических условиях существования и сохраняющиеся, как культурный маркер, облегчающий опознание «своих» и «чужих» и идентификацию субъекта в сложном и неоднородном — культурно-, этнично-, профессионально-, имущественно-… — социуме,
  • поддерживаются традицией, как элемент локальной (родовой, семейной, этнической, территориальной, профессиональной …) культуры;
  • текстуально записаны речевыми знаками, а также сенсорно адекватными, сенсорно достоверными и сенсорно доступными символами мануфактурного происхождения (производственные технологии, санитарно-гигиенические процедуры, кулинария, медицина, орнамент, скульптура, танец, эпическая литература, архитектура, сценарии праздников и торжественных ритуалов: свадьбы, похороны, рождения, войны, политические и судебные процедуры…)

3) рациональная:

  • персональные программы поведения, порожденные личным творчеством,
  • преследуют утилитарные и идеальные цели волевого удовлетворения осмысленных личных и\или общественных потребностей,
  • текстуально записаны разнообразными знаковыми системами алфавитного типа.

 

ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ФЕНОМЕНОВ:

ЭЙДЕТИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ:

  • простые (моносенсорные) образы ощущений
  • сложные (полисенсорные) образы комплексного восприятия

ЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ (уровни абстракции):

  • имена
  • понятия
  • категории
  • идеи

 

СРЕДСТВА ФИКСАЦИИ И РАЗУМНОГО ВЫРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ:

 

СИМВОЛЫ-ЗНАКИ:

картины

схемы

модели

 

ИДЕОГРАММЫ:

пиктограммы

иероглифы

буквы

цифры

ноты

 

СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ:

1) порождение информации;

2) запечатление (воплощение) информации;

3) передача информации;

4) хранение информации;

5) трансформация информации:

  • дополнение,
  • деформация,
  • извращение — искажение (ложь, пропаганда),
  • фрагментация: распад, дробление крупного информационного образования (файла) на мелкие фрагменты — на составляющие его структурные удельные информационные единицы;
  • дефрагментация: укрупнение, наращивание, обобщение информации — включение единицы информации в состав более крупного информационного образования (файла); процесс обновления и оптимизации логической структуры раздела памяти (Картины Мира) с целью обеспечения оптимально упорядоченного хранения информационных элементов (файлов) и их объединений (кластеров) в логическом порядке — с соблюдением в процессе их архивирования генетических (порождающих) онтологически (бытийственно) причинно-следственных связей. Дефрагментация упорядочивает информацию, упрощая к ней доступ и ускоряя, таким образом, процессы припоминания и воспроизведение информации.

6) уничтожение информации.

 

Каждый из названных информационных процессов обладает собственной «внутренней» логикой и закономерностями динамики.

 

Информационные процессы энергетически весьма затратны. Они поглощают огромную энергию человеческого организма. При этом они коварно «небезобидны», поскольку, совершаясь глубоко внутри организма — в потаенных недрах центральной нервной системы, не сопровождаются очевидной и сенсорно ощутимой физической работой и оттого кажутся «невесомыми» и энергетически «дешевыми».

 

Закономерности протекания и динамику информационных процессов изучает раздел психологии дидактика (теория обучения).

 

Информационная педагогическая парадигма исследует формирование Картины Мира (Банк Данных) и Мировоззрения (методология оценки и интерпретации содержания Картины Мира).

 

Картина Мира и Мировоззрение формируются и реформируются либо стихийно — случайно: повинуясь заложенным в основу этих процессов естественным — генетически обусловленным видовым («инстинктивным») программам организации и реорганизации информации центральной нервной системой человека. Либо повинуясь воле и разуму управляющих информационными процессами людей.

 

Виртуальный космос информации (= «духовный мир») человека — особая реальность, обладающая объективными и субъективными характеристиками. Ее субстрат, источник и «рабочий механизм» — Центральная Нервная Система человека — феномен объективный. Событие внешней по отношению к человеку реальности становится «информацией», отражаясь в его психике и, тем самым, изменяя объективную природу собственного феномена на субъективную. В сознании человека в качестве информации существует не весь объективный феномен внешнего события целиком — в своих проявленных и непроявленных формах, а лишь в тех своих формах, которые были отражены (восприняты) психикой ощущающего или \ и понимающего человека. И в этом смысле слова любая информация — феномен сугубо субъективный.

 

Бывают случаи неспецифического расширительного использования понятия «информация» – за пределами мира человеческой ментальности, когда «информацией» именуют объективные воздействия Сил Природы на человека и его среду обитания — энергию Солнца, и Океана, космические излучения, разнообразные физические волны и импульсы… Такая «информация», воздействуя на нас объективно, может субъективно оставаться вне пределов нашего восприятия и не иметь отражения в нашей психике.

 

Мир человеческой культуры это мир информации. Хотя по своему объему понятие «информация» всецело поглощается более широким по смыслу и содержанию понятием «культура». Нет ничего такого в нашей культуре, что приобретая собственную объектность — воплощаясь в материи артефакта, миновало бы стадию информационного воплощения. Любой элемент культуры, обладающий материальной «плотью», некогда был «информацией» – ментальным феноменом субъективной реальности и в качестве таковой имел сенсорное, эйдетическое или логическое воплощение.

 

И лишь понятие «природа» не имеет никаких точек пересечения с понятием «информация» (не путать с информацией о природе). Поскольку любой природный феномен изначально — до момента своего отражения человеческой психикой — имеет лишь то общее с феноменами «культуры» и «информации», что ткань человеческой психики — субстанции, порождающей и «культуру», и «информацию», относится к тотальному «веществу» природы, как одно из конкретных проявлений ее материи.

 

В классической репродуктивной педагогической парадигме присутствуют лишь высшие — рациональные информационные феномены и процессы. Такая ограниченность лишает ее возможности правильного понимания психики ребенка. Поскольку все без исключения разумные феномены уходят своими корнями в бессознательную часть души, где царят и бродят стихийные импульсы человеческого поведения, которые, невзирая на попытки разумного истолкования, так и остаются для исследователей в той или иной мере «вещами в себе».

 

В информационной парадигме восстанавливается живая логика, естественная цельность и единство движения информации с момента ее порождения и включая все ее последующие трансформации вплоть до исчезновения, когда, в пределе, информационный феномен прекращает свое бытие, опровергаясь и отменяясь новой «сенсорикой» или растворяясь без остатка в телах новых информационных феноменов. Вот почему, исследуя закономерности процесса обучения или, иными словами, передачи, усвоения, хранения и порождения (авторской) информации, мы начинаем наше умственное путешествие с иррациональных глубин человеческого естества в недрах которых клубятся и насыщаются невесомые и вероятностные «облака» смыслов, превращающиеся позже в концентрированные и уплотненные с определенной конкретикой информационные события и феномены.

 

На всем протяжении трех лет существования проекта «Как учить детей?» я неоднократно отправлял его участников на экскурсии в недра человеческого естества — в царство иррациональных программ поведения. Чтобы почтеннейшая публика хотя бы в первом приближении познакомилась с «немым» — животным — фундаментом нашей разумности:

 

АРХЕОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ.

Часть-1: http://56didactnik15.livejournal.com/18226.html.

Часть-2: Феномен человеческой речи: http://56didactnik15.livejournal.com/18622.html.

Часть-3: Значение и Знаки: http://56didactnik15.livejournal.com/19498.html.

Часть-4: Речь как центральное звено психики человека: http://56didactnik15.livejournal.com/19901.html.

Часть-5: Речь и восприятие: http://56didactnik15.livejournal.com/21346.html.

Часть-6: Речь и Деятельность: http://56didactnik15.livejournal.com/21591.html.

Часть-7: Речь и реакция на нее. Суггестия: http://56didactnik15.livejournal.com/21803.html.

Часть-8: Тайна внутренней речи. У истоков мысли: http://56didactnik15.livejournal.com/22197.html

 

СУТЬ И СМЫСЛ ОБУЧЕНИЯ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИНСТИНКТЫ.

Часть 1: УЧЕБНЫЕ ИНСТИНКТЫ. ОБУЧЕНИЕ РЕЧИ. КАК ДЕТИ УЧАТСЯ ГОВОРИТЬ: http://56didactnik15.livejournal.com/36869.html

Часть 2: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИНКТИВНОЙ ГРАММАТИКИ С ОБУЧЕНИЕМ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ: http://56didactnik15.livejournal.com/37243.html

Часть 3: УЧЕБА ПАМЯТИ: http://56didactnik15.livejournal.com/37437.html

 

ГЛУБИННЫЕ ТАЙНЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Часть 1. ЗАРОДЫШ — ЭМБРИОН: ЗАЧАТКИ ПСИХИКИ -1: http://56didactnik15.livejournal.com/30027.html.

Часть 2. ЗАРОДЫШ — ЭМБРИОН: ЗАЧАТКИ ПСИХИКИ -2: http://56didactnik15.livejournal.com/30264.html.

Часть 3. ДО-РАЗУМНЫЕ (ИНСТИНКТИВНЫЕ) ОСНОВЫ ПСИХИКИ РЕБЕНКА-1:

http://56didactnik15.livejournal.com/30731.html

Часть 4. РАЗУМ ПРОТИВ ИНСТИНКТА-2:

http://56didactnik15.livejournal.com/31011.html

 

УРОКИ ЭВОЛЮЦИИ. МАСКИ ИНСТИНКТИВНОЙ ЧАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ.

  1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ НАЦИОНАЛИЗМА И РАСИЗМА: http://56didactnik15.livejournal.com/31256.html.
  2. КАКИЕ МЫ НЕ-ЖИВОТНЫЕ или КТО НАШ БОГ?: http://56didactnik15.livejournal.com/31489.html
  3. ИНСТИНКТ СОБСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ: http://56didactnik15.livejournal.com/31854.html.
  4. ИНСТИНКТ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ: http://56didactnik15.livejournal.com/32218.html.
  5. ИНСТИНКТИВНАЯ (НЕПРЕДУМЫШЛЕННАЯ) ЛОЖЬ ВРОДЕ И НЕ ГРЕХ?: http://56didactnik15.livejournal.com/32430.html
  6. ОТ КЛЕПТОМАНИИ ДО КЛЕПТОМАФИИ: http://56didactnik15.livejournal.com/32578.html.
  7. РИТУАЛЬНОСТЬ, КОНСЕРВАТИЗМ И СУЕВЕРИЯ: http://56didactnik15.livejournal.com/32837.html.
  8. ИНСТИНКТЫ И ЭМОЦИИ: http://56didactnik15.livejournal.com/33448.html.
  9. УПОРСТВО и УПРЯМСТВО: на пороге ВОЛИ и … разоблачение мифа «АУТИЗМА»: http://56didactnik15.livejournal.com/33705.html.
  10. ИГРЫ и ИГРУШКИ: http://56didactnik15.livejournal.com/33940.html.
  11. СТРАХИ ВО СНЕ И НАЯВУ: http://56didactnik15.livejournal.com/34206.html.
  12. РОДИТЕЛЬСКИЕ ИНСТИНКТЫ: http://56didactnik15.livejournal.com/34383.html.
  13. ПРОГРАММА «ОБУЧЕНИЕ»: http://56didactnik15.livejournal.com/34586.html.
  14. АГРЕССИВНОСТЬ: http://56didactnik15.livejournal.com/34984.html.
  15. ИЕРАРХИЯ: http://56didactnik15.livejournal.com/35175.html.
  16. ОТ ИНСТИНКТИВНЫХ ЗАПРЕТОВ — К МОРАЛИ И ЭТИКЕ: http://56didactnik15.livejournal.com/35539.html.
  17. ВНЕРЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ: ШУМ, МУЗЫКА, ТАНЦЫ…: http://56didactnik15.livejournal.com/35772.html
  18. РАННИЕ СТИХИЙНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: http://56didactnik15.livejournal.com/36075.html.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПСИХИКЕ ЖИВОТНЫХ (НАШЕ ПСИХИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО).

Часть 1. ПРОЦЕССЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ: http://56didactnik15.livejournal.com/37738.html

Часть 2. ИМПУЛЬСИВНОЕ  (ИНСТИНКТИВНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ: http://56didactnik15.livejournal.com/38053.html

Часть 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПСИХИКЕ ЖИВОТНОГО «ЧЕЛОВЕК». РАЗОБЛАЧЕНИЕ ТАИНСТВ ОБУЧЕНИЯ-3: http://56didactnik15.livejournal.com/39273.html

 

Это были именно первые ознакомительные «экскурсии». Потому что впредь, путешествуя по просторам Царства Разума, нам придется неоднократно возвращаться в уже знакомые чертоги «преисподней» нашей психики: в темный и загадочный мир рефлексов, инстинктов и прочего «безумия». Чтобы лучше разглядеть и ощутить причины, корни, предпосылки и источники нашей непредсказуемо умной «разумности».

 

А теперь двинемся дальше — в путь — в Царство Разума, где до сих пор привычно хозяйничала и самодержавствовала «репродуктивная» казенная педагогическая парадигма. С ее «знаниями», «умениями», «навыками» и тому подобной беллетристикой. Мы идем в Царство Разума с установкой:

 

  1. Человек живет в естественном мире, окутанный предохраняющими его от непредсказуемого «коварства» Природы культурными оболочками: ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИЙ и ИНФОРМАЦИИ.

 

  1. Техника — это совокупность всей материальной культуры, созданной Человеком для удовлетворения своих разнообразных потребностей.

 

  1. Технологии — это совокупный опыт создания и операций с техникой для удовлетворения своих потребностей.

 

  1. Информация — это психическое отражение всего реального материального мира, где живет человек — среды его обитания, а также его внутреннего субъективного идеального мира — их специфическая виртуальная \ идеальная форма существования и, в том числе, источник порождения идеальных образов и моделей техники и технологий.

 

Информация это СЛЕДЫ взаимодействия психики человека с внешними и внутренними по отношению к ней событиями и феноменами. Эти «следы» (все!) — так или иначе — имеют объективную и материальную природу и подоплеку. Они могут оставаться за пределами поля восприятия человека и при этом существовать сами по себе. Они могут быть восприняты человеком на разных уровнях: сенсорного ощущения, разумного — образного или логического — восприятия и даже до и вне всякого восприятия — a priori — в воображении: в форме иллюзии. И в таком своем качестве психикой человека они непременно облекаются в «мундиры» СИМВОЛОВ и ЗНАКОВ. После чего из их субстрата и складывается новая особая — очеловеченная форма реальности — ИНФОРМАЦИЯ — источник и предпосылка всей культуры.

 

Любая информация имеет дискретную форму: состоит из автономных частей или частиц, отличающихся друг от друга измеряемым количеством и качеством — УДЕЛЬНЫХ ЕДИНИЦ ИНФОРМАЦИИ (УдЕИ).

КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ измеряется величинами: «вес», «объем»…

КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ измеряется величинами:

  • «достоверность» («да» – «нет»),
  • «вероятность» (мера адекватности прошлому человеческому опыту),
  • уровень абстракции = степень удаленности от продуктов сенсорного восприятия.

 

  1. Педагогика (дидактика) — это часть Психологии — наука \ искусство передачи в пространстве и времени человеческого опыта сотворения и операций с Информацией. Она — педагогика (дидактика) — обладает собственными специфическими законами и технологиями.

 

Сформулируем условия задачи:

 

ДАНО:

1) Ребенок,

2) Информация,

3) Носители (Источники) Информации,

4) Законы Передачи Информации,

5) Технологии Передачи Информации.

 

НАЙТИ:

1) Как помочь Ребенку понять Законы Передачи Информации?

2) Как помочь Ребенку овладеть Технологиями Передачи Информации?

3) Как научить Ребенка самостоятельной работе с Носителями (Источниками) Информации?

4) Как помочь Ребенку осознать свои потребности?

5) Как научить Ребенка САМОСТОЯТЕЛЬНО выбирать из океана информации ту самую, которая — или здесь и сейчас, или, что гораздо сложнее, в перспективе — позволит ему удовлетворить свои конкретные актуальные потребности?

 

Только-то и всего!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор записи: didaktnik

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *