- Украина накануне революции.
- Начало революции в Украине.
- Основные особенности ментальности политически активных общественных сил Украины.
- Начало политической активности украинских националистов.
- Две основные политические позиции националистической общественности.
- Возникновение Центральной Рады.
- Украина накануне революции.
Территория, на которой происходило становление украинской нации, была разделена между Российской и Австро-Венгерской империями. В составе России были: Киевская, Волынская, Подольская, Полтавская, Харьковская, Черниговская, Таврическая, Херсонская губернии. Кроме того, много украинцев проживало в Кубани, в Черноморской губернии, на территории Войска Донского, и в землях, пограничных с украинскими – Воронежской, Курской, Могилёвской, Минской, Гродненской, Седлецкой, Люблинской губерний, в Бессарабии.
В состав Австро-Венгрии входили: Восточная Галиция, Буковина и Подкарпатская Русь (Закарпатье).
Общая площадь земель, заселённых украинцами, превышала 700 000 кв. км. На них проживало более 48.000.000 человек.
На территории, занятой Украинским государством в конце ХХ – начале ХХI веков, в начале ХХ века проживало около 33.000.000 этнических украинцев, что составляло примерно 2\3 всей численности населявших её людей. 1\3 (33%) её населения составляли «национальные меньшинства». Среди них самыми многочисленными были русские – более 10% и евреи – более 4% населения.
Украина была аграрной страной: большая часть её населения – около 80% проживала в сёлах и была занята в сельском хозяйстве. Около 20% населения украинских земель было занято в промышленности, торговле, различных промыслах и ремёслах, в администрации и в сфере обслуживания и проживало в городах. Среди сельских жителей преобладали украинцы. Среди горожан их удельный вес был невелик и в среднем не превышал 1\3. Население городов было многонациональным. Наиболее развитыми индустриальными районами в украинских землях были Донбасс и Поднепровье – от среднего течения до устья.
Накануне революции 1917 года украинцы не имели своего государства. Политическая, хозяйственная, церковная и культурная элиты украинского этноса не ощущали дискриминации по этническому признаку со стороны имперских властей ни в России, ни в Австрии. Украинское происхождение не мешало им делать карьеры и богатеть, будучи подданными Российской или Австрийской короны. Поэтому они не торопились создавать собственное национальное государство.
Не украинские вельможи и богачи, обласканные при императорских дворах, породили идею украинского национального государства. И не полудикие земледельцы, составлявшие более 80% украинского этноса. На фоне извечной борьбы за существование с капризной Природой, в условиях примитивного аграрного быта и варварских земледельческих технологий проблемы украинской державности были неизмеримо далеки не только от понимания, но и от самого сознания абсолютным большинством населения украинских земель.
Впервые озабоченность по поводу отсутствия у украинцев своего государства возникла в ментальности разночинских по происхождению – нижних и средних слоёв служилого сословия. Канцеляристы, чиновники, служащие нижних звеньев имперского бюрократического аппарата, разоряющиеся помещики и полуграмотные купцы, младшие офицеры, ремесленники, преподаватели средних и высших учебных заведений, представители «свободных» профессий (художники, артисты, музыканты, литераторы) были той социальной средой, где родилась мысль о необходимости собственного – украинского – государства. Горькие переживания и попытки осмысления причин разнообразных препятствий личному успеху, признанию и карьере – по природе своей социально-экономических либо генетических – толкнуло «мыслящую публику» к поискам «возвышенных» причин собственного ничтожества. Влекомые бессознательными «механизмами» психической защиты они обнаружили причины личных неудач не в персональных качествах, не в собственной заурядности, а далеко за пределами своих личностей – в области макросоциальных процессов. Признание даже самому себе в том, что жизнь не заладилась по собственной бесталанности, беспечности или неумности даётся очень трудно. И тогда мозг творит оправдательный миф, возводящий индивидуальную неуспешность в ранг национальной трагедии. Казалось, что если бы они жили не в Российском или Австрийском государстве, а в своём – Украинском, жизнь сложилась бы лучше, счастливее, зажиточнее. Этот вывод сам собой с необходимостью напрашивался из аксиомы: я неуспешен потому, что я – украинец, живущий в неукраинском государстве, где успех и счастье предназначены в первую очередь представителям коренной нации.
Если у чиновника не складывалась карьера, то причину он видел не в недостатке собственной образованности или профессиональной компетентности, а в том, что его «обошли по службе» «москали», которым благоволит их «москальское» начальство. Если литератор испытывал затруднения с публикацией своих трудов, то виноватым было не качество его «литературы», а украинофобская политика чужого государства. Мысль о том, что издателям жалко собственных денег для публикации «произведений», которые вряд ли найдут своего читателя, была им недоступна и оскорбительна. Если у украинского торговца товар раскупался хуже, чем у русских или немцев, то причину тот искал не в качестве своего товара, и не в умении торговать, а в злых кознях представителей неукраинских этносов, которые намеренно поддерживают «своих», покупая товар у не украинцев.
Имперские власти нисколько не волновала ни стихийная «верность» украинских крестьян этническим традициям – лишь бы подати исправно платили, да повинности исполняли, ни жалобный скулёж служилых людей на национальные притеснения. Не вмешиваясь в личную жизнь и быт подданных, где им было предоставлено быть кем угодно – хоть украинцами, хоть зулусами, власти следили лишь за тем, чтобы официальное делопроизводство велось на употребимом в административных и деловых кругах и доступном пониманию основной массы населения империи языке. В политическом отношении вялые эмбрионы национального движения украинцев были совершенно безопасны для властей. Поэтому искать политические мотивы национального гнёта Москвы по отношению к Украине так же бессмысленно, как и признаки самого национального гнёта. При всяком сколько-нибудь беспристрастном и добросовестном рассмотрении все факты «национального» гнёта обнаруживают свою сугубо экономическую, либо социально-политическую, либо чисто психиатрическую природу. Иными словами, если, к примеру, русский помещик угнетал украинских крестьян, то делал это не потому, что был «русским», а крестьяне «украинцами», а потому, что он был «помещик», а они – «крестьяне». И если действительно имели место факты глумления над национальной принадлежностью, а они, к сожалению, имели место, то объяснялись они не имперской политикой, а индивидуальной тупостью, невежеством и хамством их авторов.
В Австрийской империи украинские земли обладали элементами автономии и внутреннего самоуправления потому что, благодаря некоторым особенностям её политической истории, зрелость национального самосознания, политическая активность и организованность здешних украинцев были намного выше и «старше». Политические противоречия между правящими этническими элитами – австрийской, венгерской, польской создавали прецеденты, когда этнически однородные массы аполитичного «быдла» использовались элитами, как тупое послушное оружие в междоусобной борьбе за власть и собственность. Так галицийское крестьянство неоднократно играло роль свирепой своры полудиких псов, которую австрийские чиновники в периоды подъёмов польского национально-освободительного движения спускало с цепи и натравливало на шляхту, стремившуюся перераспределить атрибуты политического могущества в свою пользу. За это «верноподданным» австрийским украинцам Габсбурги бросали «кость» в виде некоторых элементов культурно-административной автономии, которые и позволяли приобрести им тот опыт самоуправления и самостояния, которого не было у их западных этнических братьев.
- Начало революции в Украине. В крупных городах Украины уже к 1 марта знали о восстании в Петрограде. Через несколько дней весть о свержении царизма докатилась до самых отдалённых сёл. Порядок рухнул в одночасье. Царская администрация без сопротивления признала власть Временного правительства, выступившего в качестве правопреемника монархии. Нарушилась работа заводов, фабрик, транспорта, государственных и приватных предприятий, государственных учреждений и учебных заведений. Население вышло на улицы и принялось митинговать и обмениваться впечатлениями. Откуда ни возьмись появилась уйма революционеров. Теперь, когда власть рухнула, быть революционером стало не только безопасно, но и модно. Участие в революции освобождало от необходимости ходить на работу, на службу и на учёбу, позволяя, вместе с тем, требовать не только сохранения и своевременной выплаты заработной платы и жалования, но и их повышения. В противном случае хозяева или начальники, требующие от рабочих и подчинённых дисциплины, труда и исполнения служебных обязанностей, объявлялись «сторонниками старого режима», «контрреволюционерами» и «врагами» демократии и народа.
Как и по всей стране, органы земского самоуправления стали брать на себя функции региональных представителей Временного правительства, подчиняя себе пребывавший в параличе аппарат исполнительной власти бывшей монархии. В Киеве делегаты от губернской и городской управ, Земского союза, Союза городов, Военно-промышленного и биржевого комитетов, кооперативов, общероссийских партий, солдатских комитетов, советов рабочих депутатов создали Совет объединённых общественных организаций для координации и согласования действий всех разнородных политических сил. Наиболее авторитетными в нём были кадеты. Благодаря их влиянию, Совет объединённых общественных организаций поддержал Временное правительство.
В пролетарских центрах стихийно возникали советы – 2 марта в Харькове, 3-го – в Киеве, 4-го в Екатеринославе, 5-го – в Луганске и Полтаве, 6-го – в Одессе и Николаеве. Абсолютное большинство депутатов советов были «умеренными» социалистами – меньшевиками, эсерами и бундовцами. Большевиков в них было мало, и пока что они не обладали авторитетом. Поддерживая на словах политику Временного правительства, советы всё энергичнее «давили» на его периферийные органы, заставляя поворачивать всё «левее» и «левее». Эсеро-меньшевистские лидеры относились к советам, как к временному явлению, как к форме политической организации революционных сил переходного периода надобность, в которой после Учредительного Собрания сама собой отомрёт.
Ещё одной весомой политической силой в Киеве был штаб Юго-Западного фронта. Сбитые с толку и деморализованные предательским отречением царя, которому они присягали и служили верой и правдой, не имея политической альтернативы монархии, они, за неимением лучшего, поддержали Временное правительство.
- Основные особенности ментальности политически активных общественных сил Украины. Весной 1917 года в духовном мире всех политически активных общественных сил и Украины, и России ярко проявились две характерные тенденции:
- сфокусированность внимания и преобразовательной активности на проблемах сугубо социально-экономических (демократические свободы, собственность, социальная защищённость наёмных работников…) и недооценка важности «национального вопроса»;
- зацикленность на достижении культурной автономии, политической независимости вплоть до создания национальной государственности и игнорирование социально-экономической проблематики.
Первая позиция была свойственна социалистическим партиям, отражавшим интересы наиболее бедных и самых многочисленных в стране слоёв населения. Последним было неважно, на каком языке – русском или украинском будут говорить угнетающие и грабящие их чиновники. К какой нации будут принадлежать эксплуатирующие их труд хозяева. Какие державные символы будут изображены на знамёнах правительств, защищающих не их интересы. Чьи портреты украсят национальную валюту, которой у них никогда не было. Их интересовало – когда, кто, как даст им главный источник жизни в этой стране – землю? Кому, когда и в каком размере придётся теперь платить налоги? Когда вернутся с войны солдаты? Вернут ли мобилизованных в порядке транспортной повинности лошадей и волов? Сократят ли рабочий день? Увеличат ли и на сколько заработную плату наёмным рабочим? Изменятся ли размеры пенсий и пособий по нетрудоспособности? Как увеличить размеры жилья многодетных семей городских наёмных рабочих?…
Вторая позиция принадлежала немногочисленной зажиточной части населения, личная материальная обеспеченность и социальная защищённость которой позволяла «возвыситься» над суетой «плебейских» забот о куске хлеба, о крыше над головой до «аристократической» болтовни о развитии национального языка, духовной культуры и государственности.
Пропасть между ними расколола нацию и вскоре превратилась в линию фронта гражданской войны, в которой голодное мозолистое большинство, в конце концов, растерзало в клочья сытых, трусливых и болтливых исполнителей национальных гимнов.
Но была и третья, хотя и очень слабая, тенденция в раскладе политических сил весны 1917 года, проявленная в деятельности Временного правительства: тянуть время и ничего кардинально не менять в стране до Учредительного собрания, которое, в конце концов, и решит все актуальные проблемы отечественной современности. А пока всеми силами «заморозить», законсервировать революцию на уровне тех завоеваний, которых она добилась в ходе стихийного взрыва народного недовольства в феврале 1917 года. Поэтому оно и не пыталось что-либо менять ни в социально-экономических, ни в военно-политических, ни в национальных отношениях. И потому потеряло власть.
В атмосфере всеобщей углубляющейся анархии, именуемой иногда почему-то «политическими свободами», на нерусской периферии бывшей империи беспрепятственно и быстро стали развиваться национально-освободительные движения. Их инициировала и возглавила национальная элита –чиновники, землевладельцы, промышленники, банкиры, авторитетные преподаватели учебных заведений, литераторы, политики, книгоиздатели… – словом все те, кто своей деятельностью оказывал заметное влияние на мнения и направленность общественной позиции масс соотечественников. Там, где элита обнаруживала большую меру зрелости, национально-освободительные движения, в конце концов, побеждали и на карте мира возникали новые государства, как, например, Финляндия или Польша. Там, где элита ещё не сформировалась или пребывала в младенчестве, национальные движения завершались трагическими поражениями, как, например, в Украине или Грузии.
- Начало политической активности украинских националистов. Первый всплеск украинской национальной активности случился не в Украине. 12 марта в Петрограде заброшенные туда судьбой украинцы провели первую демонстрацию с националистическими лозунгами. Она растворилась в общем хаосе, царившем на улицах столицы, и не произвела заметного впечатления ни на правительство, ни на общественность. Зато националистическим силам стало ясно, что если новой власти нет до них дела у себя под носом, то тем более можно творить всё, что угодно у себя дома – на далёкой южной окраине. И их понесло….
19 марта в Киеве состоялась проба сил националистической оппозиции. Стотысячная толпа солдат, служащих, рабочих, учащейся молодёжи, уличной шпаны, домохозяек, интеллигенции и прочих бездельников несколько часов шаталась по улицам с жёлто-голубыми знамёнами и националистическими лозунгами, а затем сосредоточилась на Софиевской площади и устроила митинг. Бес революции попутал даже православное духовенство, которому полагалось быть в стороне от мирской, а тем более политической суеты. Вместо заботы о спасении мятежных душ соотечественников, заблудших в дебрях анархии, «святые» отцы сами попали в дьявольские сети общественных беспорядков. Поддавшись соблазну, они присоединились к мятежной толпе на площади и даже освятили её бесчинства. С их лёгкой руки беспорядки как бы получили высшую – божественную санкцию. Через несколько лет руками большевистских палачей бес сердечно отблагодарит легкомысленных попов за поддержку революции, отправляя тысячами в концлагеря и на расстрелы в подвалах ЧК.
Подобные манифестации и митинги в это же время состоялись и в других городах Украины – Екатеринославе, Одессе, Харькове, Полтаве, Чернигове….
- Две основные политические позиции националистической общественности. В хаосе мнений и страстей постепенно проявились и сформировались две основные политические позиции националистической общественности:
- автономия Украины в составе федеративной республики Россия («Свободная Украина в свободной России!») – пока что была наиболее популярная и массовая, и
- «самостiйнiсть» (самостоятельность, полная независимость) Украины.
К этим политическим идеалам примешивались прочие – самые разнообразные и противоречивые. Одним хотелось, чтобы Украина была республикой президентской, другим – парламентской, третьим – советской, четвёртым – монархией с гетманом во главе…. На эту палитру политических идеалов и иллюзий накладывалась сумятица экономических предпочтений: от буржуазной частной собственности до коллективной – общинной и даже государственной (социалистической).
Село по-своему участвовало в политической жизни. Оно не митинговало. Весной крестьянский день весь год кормит. Поэтому сельские жители готовились к весенним посевным работам. А на сельских сходах всем миром решали судьбу чужой земельки, которая, в условиях углубляющейся анархии, соблазнительно манила своей беззащитностью. Не дожидаясь Учредительного Собрания, без сложных церемоний и протоколов сельские общины втихую приступили к вожделенному «чёрному» переделу помещичьих, церковных, государственных и государевых земель. Распределив между собой все земли «чужаков» (не живших вместе с ними в одном селе) «по справедливости» – где по числу едоков, а где по числу рабочих рук, крестьяне тут же принялись их распахивать и засевать.
Безвластие и кавардак, распространявшиеся по Украине весной 1917 года многие историки склонны квалифицировать в качестве «национально-демократической революции». Это было бы так, если бы у мятежных толп, поражённых вирусом национализма, в тот момент были свои авторитетные, популярные, а главное – опытные политические лидеры, способные:
- выдвинуть стройную, осмысленную и позитивную программу общественных преобразований, которая бы завоевала доверие масс политически активных сограждан и стала для них руководством к действию;
- создать авторитетную и профессиональную административную систему (партию), способную организовать, упорядочить и направить политическую активность народа на создание нового экономического и политического общественного уклада.
Таких лидеров среди украинских националистов ни в тот момент, ни позже так и не обнаружилось. Этим и было обусловлено скорое и трагичное поражение демократического национально-освободительного движения, которому так и суждено было остаться в Украине могучей неорганизованной мятежной стихией, погубленной, в конце концов, усталостью от собственной беспорядочности и разрушительности.
- Возникновение Центральной Рады. Инициатива создания общественно-политического центра, руководящего националистическим движением, принадлежала «самостийникам», среди которых наиболее организованной и активной политической силой была Украинская народная партия во главе с её создателем и патриархом Н.Михновским. 4 марта они объявили о создании Украинской Центральной Рады, которую собирались сделать органом временной революционной власти в Украине. Центральная Рада, по мысли её создателей, должна была:
- стать конкурентом Временному правительству в борьбе за власть в Украине,
- организовать всеукраинские выборы и создать украинский парламент, а также
- ответственное перед ним правительство.
В то же самое время такой же центр националистического движения принялось строить «Товарищество украинских поступовцев*» (ТУП), выступавших за автономную Украину в составе федеративной России. К ним примкнули социалисты, приглашённые на собрание ТУП.
Поскольку умеренных националистов было гораздо больше, чем самостийников, 4 марта последние предпочли примкнуть к «поступовцам» во имя единства слабого националистического фронта. Так возник политический центр украинского национализма – Центральная Рада. В неё вошли представители многочисленных украинских национальных партий, мгновенно, как грибы после дождя, выросших на благодатной почве революционной анархии:
- «Украинская социал-демократическая рабочая партия»:
- «Украинская партия социалистических революционеров»:
- «Украинская партия социалистов-федералистов»:
- «Украинский крестьянский союз».
- «Украинская партия самостийников социалистов»:
- «Украинская демократично-хлеборобская партия».
- «Украинская трудовая партия»
- «Украинская федерально-демократическая партия»…
С самого начала Центральную Раду возглавил М. Грушевский – маститый профессор истории, энциклопедически образованный, степенный пожилой человек, с огромным академическим опытом семинарского управления студенческими спорами. Он чувствовал себя уверенно в гуще демократической ораторской демагогии, и умело справлялся с организацией заседаний: ловко руководил прениями, примирял спорщиков и после многочасовых страстных и бестолковых дебатов лаконично резюмировал их суть в грамотной резолюции или постановлении. Для молодёжи, составлявшей большинство Центральной Рады (средний возраст – 23 года), он был безусловным авторитетом. Очень скоро среди членов Центральной Рады выдвинулись лидеры – В. Винниченко, С. Ефремов, Б. Мартос, С. Петлюра, И. Стешенко, П. Христюк. Чтобы лидировать в этом националистическом сообществе, было достаточно произнести ряд страстных и проникновенных речей об украинской «державности» и «незалежности», поругать злокозненных «клятых москалей», побить символические поклоны мазепам многовековой битвы за «самостийность». Пустомельное красноречие не только не предполагало сопутствующей деловитости и административной опытности, но прямо претило и отрицало их. Людям, умевшим практически строить государственность – опытным администраторам изначально не было места в этом кубле пустобрёхов.
Всецело занятая исполнением националистических молитв, гимнов и шизофренических речей на митингах, до самого своего скорого и позорного конца, Центральная Рада упорно игнорировала социально-экономические проблемы, ограничиваясь неумелыми и вялыми попытками, главным образом декларативного – словесного создания независимой национальной государственности.
Самая ранняя программа её деятельности включала в себя:
- Украинизацию администрации (чиновниками в Украине должны были быть непременно украинцы).
- Учреждение должности «комиссара по делам Украины» при Временном правительстве.
- Перевода преподавания во всех учебных заведениях Украины на украинский язык.
- Перевода на украинский язык всей книгоиздательской деятельности.
- Легализацию униатской (греко-католической) церкви.
- Разработку программы автономизации Украины к Всероссийскому учредительному собранию и отстаивание её там.
- Инициативу включения в состав автономной в рамках Российской федерации Украины территорий 9 губерний и Кубани, где преобладало украинское население (без какого-либо выяснения у их населения согласия на превращение в граждан Украины).
- Тезис о необходимости создания украинских политических партий, украинских профсоюзов, украинских культурно-просветительских организаций в противовес существующим общероссийским («имперским»).
- Высшей целью своей деятельности Центральная Рада провозгласила создание национальной государственности.
Провозгласив себя органом национально-демократической революции, Центральная Рада стала жадно впитывать в себя представителей всех желающих участвовать в её работе многочисленных и весьма разношёрстных политических и общественных организаций. В её составе были представители:
- украинских социал-демократических партий,
- профсоюзов,
- научных и культурно-просветительских обществ,
- студенческих организаций,
- военных организаций,
- духовенства,
- территориальных администраций….
К примеру, только Всеукраинская Рада крестьянских депутатов имела в Центральной Раде 2123 своих представителя, Всеукраинская Рада военных депутатов – 158, Всеукраинская Рада рабочих депутатов – 100. Демократическая безразмерность превращала Центральную Раду в неуправляемую, скандальную толпу, не способную вырабатывать и принимать политические решения, организовывать их исполнение. В хаосе её бесконечных речей, призывов и деклараций тонули и бесследно растворялись все немногие прагматические инициативы. Поэтому люди, нацеленные на дело, без сожаления покидали этот карнавал красноречия.
По примеру столицы в губерниях и уездах Украины стали возникать местные аналоги Центральной Рады – региональные националистические общественные центры. Они занимались изданием пропагандистской литературы, создавали культурно-просветительские организации – «просвиты», клубы, библиотеки, читальни, драматические кружки, народные театры, хоровые капеллы. К серьёзной политической деятельности, связанной с организацией властных структур, способных оказывать политическое влияние на общество, они были неспособны и даже к этому не стремились. Поэтому с самого начала реальная власть и административное влияние киевской Центральной Рады ограничивалось столицей.
* «Поступовцы» – не то «постепенцы», т.е. более умеренные, не то «прогрессисты» – сторонники прогресса.